Александр Климов, ректор Российского университета транспорта в интервью газете «Инженер транспорта» рассказал об успехах РУТ (МИИТ), о планах на новый учебный год и о праздновании 125-летия вуза.

Александр Алексеевич, этот учебный год был непростым, мы опять столкнулись с ограничениями из-за коронавируса. Как университет справился? 

По сравнению с прошлым годом, в этом ограничений было меньше и нам удалось сохранить в основном очный формат обучения. В 2020 году вуз успешно справился с задачей по быстрому переходу в дистанционный формат. У некоторых наших институтов уже имелся серьезный опыт обучения студентов с использованием электронных образовательных ресурсов. Благодаря нашим сотрудникам, и в первую очередь профессорско-преподавательскому составу, университет очень оперативно и эффективно смог перевести образовательный процесс в совершенно новый формат. В прошлом году защиты выпускных квалификационных работ прошли также в дистанционном формате. Это большая заслуга руководства институтов, руководителей и членов комиссий, которые были непосредственно задействованы в этой работе.

За последний год университет нарастил и свою информационно-технологическую инфраструктуру, которая необходима для того, чтобы более 30 тысяч студентов и сотрудников могли взаимодействовать в дистанционном формате. Мы укомплектовали наши серверные новым оборудованием, стали использовать более современное программное обеспечение. Позитивную роль сыграло и то, что все профессора и преподаватели прошли обучение по использованию электронных систем, организации коммуникации со студентами в рамках учебного процесса.

20 августа мы завершили вакцинацию сотрудников и вышли на целевые показатели, установленные решением Роспотребнадзора. Напомню, что более 60% сотрудников образовательных организаций должны быть вакцинированы. Сотрудники продолжают проходить вакцинацию, это обеспечит стабильность и устойчивость учебного процесса в уже начавшемся учебном году. Нам надо максимально защитить здоровье и жизнь наших студентов и сотрудников в условиях сохраняющихся рисков распространения коронавирусной инфекции.

Что касается образовательных программ, многие из них обновлены, многие вводятся впервые с этого года. Институты и академии университета ежегодно инициируют запуск новых образовательных программ. Активно развивается Академия водного транспорта РУТ (МИИТ). В сентябре первых студентов приняла «Высшая инженерная школа».  В прошлом году нам удалось провести закупку различного компьютерного оборудования для учебного процесса, мы смогли провести определенное обновление материально-технической базы, которая необходима для эффективного обучения.

В этом году вводится проектное обучение. В чем значимость этого решения?

Российский университет транспорта всегда был лидером в части применения современных технологий и подходов к обучению, тренажерного оборудования, деловых игр и других современных форматов подготовки. Сейчас эта работа продолжается.

Проектное обучение - это часть работы, которая проводится институтами по внедрению новых подходов, которые позволят повысить результативность обучения. Мы считаем, что эти подходы должны быть сквозными по всему университету. В эту работу вовлечены профессора, преподаватели, заведующие кафедрами. Такое обучение студентов позволит активизировать интерес студентов, сфокусировать их внимание на освоении прикладных компетенций, которые в настоящее время являются востребованными со стороны ключевых компаний. В этом вопросе мы плотно взаимодействуем с нашими надежными партнерами, прежде всего с ОАО «РЖД».

Образовательные программы должны меняться, т.к. развивается профессиональная деятельность, внедряются новые технологические решения. Мы должны работать на опережение и двигаться только вперед. Студенты становятся другими, просто почитать лекции уже недостаточно, они хотят быть вовлеченными в учебный процесс более плотно. Здесь важна активная коммуникация. Студенты, преподаватели, компании-работодатели становятся равнозначными участниками учебного процесса. Многие ведущие технические университеты внедряют новые технологии обучения. Мы должны быть в первых рядах, внедрять инновационные подходы.

Мы взаимодействуем с ОАО «Российские железные дороги» - нашим стратегическим партнером и за последние два года за счет средств компании получили новые тренажерные комплексы. Надо сказать, что это оборудование самого последнего поколения, не во всех структурах компании есть аналогичные системы.

В части содержательного наполнения наших образовательных программ. У нас большой список компаний и организаций, с которыми мы взаимодействуем. Студенты очень востребованы различными организациями. Активно работаем по развитию московского транспортного узла, с ОАО «РЖД» находимся в постоянном контакте. Сейчас разработан проект Транспортной стратегии на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Приоритеты, которые обозначило Министерство транспорта Российской Федерации, задают новые горизонты развития для университета. Мы понимаем, что в ближайшие годы предстоит внедрение новых цифровых технологий. Естественно, все наши программы должны учитывать эти глобальные тренды и цифровизация должна стать частью образовательного процесса. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6.02.2021 № 255-р также задает четкие рамки и ориентиры в области обеспечения кадрами транспортной отрасли. То, что мы делаем сегодня: внедряем тренажерные комплексы, вводим проектное обучение, обсуждаем каким образом нам дальше формировать индивидуальные образовательные траектории студентов - все это в полной мере соответствует принятым стратегическим линиям развития транспортного образования.

Университет является одним из лидеров в части науки, что удалось сделать, что планируется в этом учебном году?

Да, действительно, наш университет один из лидеров по объемам научно-исследовательской деятельности. По итогам 2020 года у нас вырос объем средств по НИР, поэтому мы считаем, что те традиционные направления, которые у нас существовали на протяжении последних десятилетий, необходимо продолжать поддерживать и развивать. Также стараемся выполнять НИР связанные с вопросами развития водного транспорта, интеллектуальными транспортными системами, пограничными переходами.

Университет характеризуется тем, что большая часть доходов по научно-исследовательской деятельности это средства компаний и организаций. Для многих вузов - это преимущественно средства федерального бюджета. Мы интегрируем университет в повестку цифровизации, активно работаем в области создания программного обеспечения. На мой взгляд, у нас огромные возможности, в связи с тем, что в транспортной стратегии большой блок задач посвящен вопросам цифровизации и внедрения интеллектуальных транспортных систем. Университет просто обязан быть лидером в этой сфере. Сейчас работа в этой области идет. Есть серьезные результаты.

Как обстоят дела с научными публикациями? Их число за минувший год увеличилось? 

Мы объективно фиксируем, что за последние полтора – два года значительно выросла публикационная активность, не только в изданиях, которые индексируются в РИНЦ, но и в рамках зарубежных систем Scopus и Web of Science. Мы стали больше писать, нас стали больше цитировать. Мы готовы выделять гранты тем, кто публикуется в изданиях Web of Science по транспортной тематике. Университет берет на себя расходы, связанные с оплатой обязательных взносов за публикации. Мы также учитываем публикационную активность в балльно-рейтинговой системе оценки результативности работ профессорско-преподавательского состава. Есть ряд сотрудников, которые получают ежемесячно очень серьезные дополнительные средства, до 100% средней заработной платы.

За последние годы университет кардинально преобразился. Есть ли еще планы по развитию инфраструктуры?

В 2020 году благодаря поддержке Минтранса России мы вложили серьезные средства в проведение капитальных ремонтов и в развитие инфраструктуры. Ремонты проведены в учебных корпусах и общежитиях. Учредитель очень активно поддерживает нас в этой части, способствует обновлению инфраструктуры нашего комплекса.

Сейчас серьезные работы ведутся в части проектирования МТК «Образцово». Самое важное, что при проведении реконструкции или строительстве новых зданий у нас есть возможность включить в проект оборудование, необходимое для осуществления образовательной деятельности. Мы с коллегами достаточно много времени потратили на то, чтобы сформировать тот перечень необходимого оборудования, которое необходимо закупать для того, чтобы не только комфортно существовать в этих новых зданиях и сооружениях, но и проводить реальные работы. Мы рассчитываем на то, что сможем обновить оборудование, как для образовательной деятельности, так и обеспечить проведение научных исследований и разработок на новом уровне. Мы, прежде всего инженерный университет и должны обеспечить оснащение аудиторий современными высокотехнологичными лабораториями, тренажерами, научно-исследовательским и испытательным оборудования.

Мы планируем строить учебное судно. Постараемся оборудовать судно всем необходимым, чтобы отрабатывать технологии беспилотного (автономного) судовождения.

Говоря о развитии беспилотного судовождения, важно отметить, что в соответствии с распоряжением Министра транспорта Российской Федерации В.Г. Савельева, на базе университета создан центр, который занимается продвижением российских стандартов беспилотного (автономного) судовождения в ИМО. ИМО - это международная организация, которая обеспечивает безопасное судоходство, устанавливает правила, которым следуют все страны. Коллеги активно работают, уже есть позитивные результаты.

У нас есть институты, которые выполняют большой объем научно-исследовательских работ и те уникальные технологии, и знания, которые формируются в результате такой работы, они напрямую транслируют в учебный процесс. Студенты очень развитые, они сразу отличают преподавателя, который что-то может и делает сам от тех, кто преподает по учебнику. К счастью, в нашем университете подавляющая часть преподавателей имеет достаточный профессиональный опыт. Мы заинтересованы в вовлечении в образовательный процесс как можно большего числа специалистов ведущих транспортных предприятий и организаций, чтобы они могли обеспечить включенность выпускников в реальные производственные процессы.

В университете всегда была развита молодежная политика, ограничения коснулись этой области?

Этот год был непростой и в части организации молодежных мероприятий. Нужно отметить, что мы справились с задачей, обеспечили продолжение той деятельности, которая была всегда визитной карточкой университета. Здесь всегда бурлила студенческая жизнь. Это очень важный компонент любого университета, потому что, если нет молодежной активности он теряет позиции по отношению к другим образовательным организациям. Большая благодарность нашим коллегам и студенческому активу, которые занимались и продолжают заниматься молодежной политикой. Часть мероприятий проводилась дистанционно, что-то в значительной степени удалось проводить в очном привычном формате, с соблюдением всех мер безопасности. Я рад, что часть мероприятий прошла с вовлечением и профессорско-преподавательского состава.

В сентябре университет будет отмечать 125-летие, что ждет студентов и преподавателей?

Осенью к 125-летию мы планируем завершить работы в обновленном Доме Молодежи, остается укомплектовать помещения мебелью и компьютерным оборудованием. Также активно занимаемся подготовкой третьего корпуса к мероприятиям, которые планируются к юбилею. К запуску планируется тематический поезд в метро, коллеги занимаются созданием юбилейной книги. Отдельная благодарность тем, кто включился в эти трудоемкие работы. Планируем поощрить максимальное количество сотрудников, которые 10 или более лет работают в университете. Считаю, что каждый, кто вложил в развитие университета свои силы и время, интеллектуальный потенциал – должен быть отмечен к 125-летию университета.

У нас большие планы на будущее. Уверен, что университет в ближайшие годы будет меняться, развивать новые современные направления образовательной и научно-инновационной деятельности, создавать инфраструктуру, соответствующую лучшим мировым образцам. Все в соответствии с нашим основным принципом: мы создаем движение.

В сентябре нас также ожидают выборы в Государственную думу. Пойдёте ли сами на предстоящие выборы? Почему Вы считаете важным принять участие в голосовании?

Обязательно пойду голосовать. Транспорт такая сфера, в которой трудно переоценить важность законодательного регулирования. Квалифицированный и ответственный орган законодательной власти, который сможет работать в плотном взаимодействии с органами исполнительной власти, детально разбираться в профильных законопроектах, учитывать интересы граждан и транспортных компаний крайне необходим. Принимая участие в голосовании, мы поддерживаем будущее поступательное развитие транспортной отрасли России.


Источник: Центр по связям с общественностью