На площадке XV Международного форума и выставки «Транспорт России» прошла отраслевая конференция «Цифровые технологии в организации автоперевозок пассажиров и грузов. Нововведения законодательной системы при автоперевозках». В ней приняли участие заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Лугавенко, начальник управления пассажирских перевозок ФБУ «Росавтотранс» Арсен Мартиросянц, директор Ассоциации «ТАМА» (Транспортная Ассоциация Московской Агломерации) Норайр Блудян, начальник Управления развития транспортных технологий ФБУ «Росавтотранс» Анатолий Конопляный и другие.
Представлены новые цифровые решения, в том числе в компетенциях ФБУ «Росавтотранс», обсуждены предлагаемые электронные сервисы в автотранспортной сфере, направленные на повышение безопасности при перевозках пассажиров и грузов. Озвучен новый подход к организации систем контроля за безопасностью дорожного движения через внедрение тахографов нового поколения с функцией приема и передачи сигналов GSM/GPRS и технических устройств, позволяющих контролировать состояние работоспособности водителей в пути.
Цифровизация и декарбонизация являются общемировыми глобальными устойчивыми трендами развития транспортных систем. Особую актуальность они представляют для крупных агломераций. Московская агломерация является крупнейшей в стране, а интеллектуальная транспортная система является составной частью комплексных глобальных мегатрендов развития столицы. Это урбанизация, умные технологии, мобильность, социализация, виртуальная жизнь, конвергенция, коннективность и модернизация. Модернизация транспортной системы Московской агломерации базируется на интеллектуализации инфраструктуры, транспортных средств и мобильности, в том числе контроля.
Удачным примером цифровизации систем перевозок является транспортная система «По пути», которая позволяет заказать автобус по нужному маршруту через мобильное приложение. Проект работает на территории Новой Москвы. Также в эту сеть входят средства индивидуальной мобильности – электросамокаты.
Арсен Мартиросянц рассказал об автоматизированной системе «220-ФЗ», которая позволяет направлять в ФБУ «Росавтотранс» необходимую документацию в электронном виде. Благодаря этому сократились сроки рассмотрения заявлений, система позволяет избежать ряд ошибок при оформлении документов. Система постоянно совершенствуется: в 2021 году в ней появилась возможность взаимного электронного согласования расписаний между перевозчиками. Запланировано расширение функционала системы, для реализации одного из направлений потребуется внесение изменений в федеральное законодательство, реализация организационных, технических и программных решений, позволяющих обеспечить полноценное внедрение и использование электронных карт маршрутов регулярных перевозок.
В настоящее время обсуждаются поправки к «220-ФЗ». Пакет поправок касается муниципальных и межрегиональных маршрутов. Новации, которые он несет, позволят упростить процедуры переоформления маршрутов в связи со сменой часовых поясов, сократить сроки выполнения маршрутов при прекращении обслуживания по обращению перевозчика, информировать перевозчиков об их отмене, уведомлять перевозчиков об исключении остановочных пунктов из реестра, защитить интересы перевозчиков при исключении маршрутов из реестра.
В планах также включение системы в портал «Госуслуги», такая работа ведется совместно с Минтрансом России. «Действительно, уже много, что сделано в части цифровизации, но определённые фундаментальные вещи по-прежнему остаются на бумаге. Без изменения законодательства невозможно перейти на те же самые цифровые технологии. Это вопрос одновременно и развития технологий, и одновременно это изменение законодательства, которое должно подстраиваться под новое время. Например, закон об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте, проект федерального закона, который определяет те самые требования к оцифровке путевых листов и электронных транспортных накладных. Это проект федерального закона об онлайн-тахографии, который уводит контроль-надзор из сферы взаимодействия двух людей, один из которых водитель, другой – сотрудник контрольно-надзорных органов. Появление и принятие этих законов позволит нам перейти и уйти от бумаг, контакта, но и позволит сделать более качественной отрасль», – подчеркнул в своем выступлении Владимир Луговенко.
Анатолий Конопляный рассказал о реализация на базе ФБУ «Росавтотранс» пилотного проекта по сбору, хранению, обработке и передаче информации при использовании тахографов с функцией автоматической передачи данных в режиме реального времени и устройств систем мониторинга, контроля и поддержания состояния работоспособности водителей в пути в контрольные органы с использованием существующих информационных систем, имеющих возможность обработки тахографической информации из АИС «ТК», в том числе путем создания новых тестовых подсистем и контуров.
Внедрение новых цифровых технологий, в том числе в транспортной отрасли, создает новые формы общественных отношений, которые требуют нормативно-правового регулирования.
Вместе с тем, наблюдается эффект «запаздывания» законодательства в связи с необходимостью выработки новых подходов. Основными путями преодоления такого запаздывания являются введение экспериментального правового режима для апробации цифровых технологий, а также создание общего правового регулирования, содержащего базовые положения и принципы, которые позволили бы адаптировать не учитывающий современные потребности закон под новые обстоятельства.