РУТ (МИИТ) реализует множество дополнительных профессиональных программ – программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки, являясь одним из национальных лидеров в данной сфере. О новых подходах и университетских стандартах в дополнительном профессиональном образовании, о методологии обратного дизайна и планах университета в скором времени предлагать бесконечный набор образовательных программ, а также о том, как это связано с программой «Приоритет 2030» рассказал проректор, директор Научно-образовательного центра Повышения квалификации, профессиональной переподготовки и сертификации кадров для национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Виталий Борщ.
Про дополнительное профессиональное образование
Компетенции специалистов не поспевают за появлением новых технологий – отсюда и возникает необходимость дополнительного профессионального образования:
«Сегодня уже невозможно, как в советский период, получить «одно образование на всю жизнь». Люди несколько раз в жизни меняют не просто должности – профессии меняют. Таковы реалии нашего времени. Высшее образование сегодня – это, если хотите, «базовая настройка» в профессии. После завершения обучения в университете молодой человек трудоустраивается, и начинается его длинная производственная жизнь, в течение которой многое меняется в самой профессии, появляются новые технологии, новые методы, новое оборудование, где-то даже новые взгляды. Иногда происходит ситуация трансгрессивного перехода, когда один технологический уклад сменяет другой. В современном мире технологический поток очень мощный, изменения происходят крайне интенсивно. Сегодня мы переживаем период цифровой трансформации: большинство физических процессов получают цифровые двойники. Технологии меняют деятельность, и тем, кто эту деятельность осуществляет, нужно приобретать новые способности, осваивать новое в профессии. Иначе работник теряет конкурентоспособность на рынке труда.
Так вот, получить новые технологии можно достаточно быстро, а вот обучить людей их использовать – это растягивается во времени. Происходит что-то вроде разрыва. Требуемые компетенции сильно отличаются от того, что умеют работники в данный момент. Простой пример: купили автомобиль, а обучение не прошли, водительские права не получили – машина не используется. Без обучения работников применению новых технологий внедрить их не получится. Если от такого технологического перевооружения зависит результат крупного государственного или корпоративного проекта, то вопрос быстрого обучения работников применению новых технологий становится просто стратегическим.
Для устранения таких вот разрывов существуют короткие программы, которые помогают достаточно быстро устранить этот дефицит компетенций, предложить образовательный контент, который сформирует требуемую сейчас конкретную способность. Это дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации трудоемкостью освоения до 250 часов. При проектировании таких программ точность определения образовательного результата в начале проектирования очень важна. Программы можно реализовывать в полностью дистанционном режиме, что очень удобно для обучающегося, ведь получается выстраивать график обучения с максимальным учетом своего личного графика. Но те только в этом преимущество. Дистанционный формат – это возможность обучить по единым стандартам за короткий промежуток времени практически неограниченное количество слушателей. Максимальный охват аудитории и идеальная масштабируемость образовательной технологии.
В качестве примера можно привести реализацию национального проекта «Безопасные качественные дороги», в рамках которого за счет внедрения новых технологий предполагалось существенно повысить качество дорожного строительства. И получался этот разрыв, для устранения которого в составе нацпроекта было предусмотрено создание системы повышения квалификации для работников дорожного хозяйства. В результате создания такой системы были разработаны десятки программ повышения квалификации, большинство из них – полностью дистанционных. Ежегодно в рамках системы обучались около 5000 человек. Наш университет принимал самое активное участие в создании системы повышения квалификации дорожников. Кстати, нацпроект БКД – один из самых успешных и результативных национальных проектов России. Полагаю, что система повышения квалификации, которая встроена в процесс технологического перевооружения дорожной отрасли, сыграла в этом успехе заметную роль».
Про то, как удерживать лидирующие позиции
Чтобы быть впереди всех, университет ставит перед собой амбициозные задачи. Например, думал ли кто-нибудь раньше о повышении квалификации моряков в области безэкипажного судовождения?
«В ходе реализации стратегических проектов мы решаем важные отраслевые задачи, поставленные Транспортной стратегией, которые важны для наших ключевых партнеров, осваиваем новые предметные области. Например, вопросы декарбонизации, углеродно-нейтрального транспорта. Эта предметная область в России только формируется. И мы стремимся в ней быть одними из лидеров в разработке методик, лидерами в разработке соответствующих технологий, в том числе программно-аппаратных решений. Поскольку мы позиционируем университет как центр компетенций в этой области, то нам и нужно разрабатывать программы повышения квалификации, которые позволят работникам транспортных компаний сформировать необходимые способности по «работе с углеродным следом».
В рамках программы «Приоритет 2030» мы разрабатываем программы повышения квалификации в предметных областях всех пяти наших стратегических проектов. Отдельно хочу рассказать о программах повышения квалификации для дипломирования моряков в области безэкипажного судовождения. В Консорциуме с Государственным морским университетом им. адмирала Ф. Ф. Ушакова мы создаем систему повышения квалификации моряков в области безэкипажного судовождения – 10 программ. Программы повышения квалификации разрабатывает наш университет, а коллеги из Новороссийска осуществляют экспертную поддержку, предоставляют информационные материалы. По сути, мы для всех морских образовательных организаций страны предложим программы и образовательный контент для их реализации. Конечно, моряка в дистанте не подготовить, нужны тренажерные комплексы. И совместно с АО «Ситроникс» мы разрабатываем учебно-тренировочный комплекс для подготовки специалистов в области автономного судовождения. Так что делаем и сами программы, и тренажеры для их реализации. И в этой работе мы – одни из лидеров. Мы синхронизируем свои действия с усилиями Росморречфлота. Результаты нашей совместной работы лягут в основу тех примерных программ, которые Росморречфлот предложит для всех морских образовательных организаций нашей страны.
Про стандарты качества образовательных программ
Университет выбрал самый прогрессивный путь в разработке образовательтных программ:
«Мы разработали свою авторскую методологию – проектирование дополнительных профессиональных программ «от результата». На начальном этапе проектирования мы определяем результаты обучения, которые должны быть достигнуты обучающимся. Потом смотрим, как можно проверить, что эти результаты достигнуты. Проектируем оценочные материалы: тесты, практические задания. Затем определяем структуру программы, то есть из каких тематических разделов она должна состоять и какова трудоемкость освоения каждой темы – для того, чтобы, освоив это, наш обучающийся прошел аттестационные испытания и доказал, что у него сформированы соответствующие способности. И только на четвертом этапе формируем образовательный контент. Наш путь сейчас – один из самых прогрессивных. Но мы не просто эту методологию применяем – мы еще разработали средство автоматизированного проектирования образовательных программ, которое называется «Конструктор дополнительных профессиональных программ». Это помогает разработчику принимать правильные решения внутри этой методологии. И наш университет уже получил правоохранные документы на этот программный продукт. В рамках методологии и при помощи этого программного продукта мы сейчас разрабатываем все программы в «Приоритете». Каждая программа закрывает какой-то важный компетентностный разрыв в той или иной предметной области.
Как эти программы разрабатываются? Все наши программы в «Приоритете» разрабатываются с привлечением признанных экспертов в своих профессиональных областях. Например, в части технологий информационного моделирования и во всем, что связано с железнодорожной стройкой, мы ориентируемся на профильный департамент РЖД, который занимается этими вопросами. Мы провели массу встреч с ними, выяснили, каковы их потребности в способностях персонала, и заложили это в профиль нашей программы.
Конечно, только силами экспертов программу не создать. Над программой должен работать методист, который понимает, как выстроить процесс так, чтобы в результате у человека появлялись новые способности. Со всеми нашими программами работают специально подготовленные методисты, которые знают, как работают методологии обратного дизайна и как применять «Конструктор», которые умеют правильно интервьюировать экспертов.
Наш стандарт программ – это требования к полностью дистанционной форме их реализации. Важно сформировать те или иные способности у большого числа специалистов. А это означает, что нужно сделать возможной максимальную кастомизацию режима обучения. В Калининграде и Владивостоке разные часовые пояса. Занятия в очной форме – это далеко не всегда удобно. Наша задача – построить программу так и такие технологии использовать при ее разработке, чтобы она могла реализовываться полностью в дистанционном режиме, вплоть до проверки практических способностей людей через специальные цифровые симуляции и практические задания. Вторая часть наших программ всегда имеет так называемый электронный образовательный контент, который разрабатывают тоже наши специалисты, имеющие серьезный опыт работы в крупных, в том числе национальных проектах. И в результате получается программа, которую можно выложить на портал обучения. Программа оснащена всем необходимым контентом, ее можно реализовывать дистанционно в любой точке мира. Человек может пройти обучение, освоить ту или иную способность, пройти экзаменационные испытания и получит документы о повышении квалификации».
Как можно самому создать для себя программу повышения квалификации
«Еще один очень важный эффект этих программ, разработанных в методологии обратного дизайна, – это не просто построение индивидуальных образовательных траекторий, а возможность для любого человека создать дистанционную программу под свои конкретные потребности.
Предположим, что вы хотите изучить возможности Excel, которые применяются для решения различных транспортных задач. По ключевым словам, на портале «Конструктора» вы можете отобрать эти способности, выбрать их себе в образовательную программу. К этому автоматически прицепляется контент и оценочные материалы (лекции, практические задания, тесты, практические занятия). Можете этот набор способностей назвать так, как вы хотите – получится название вашей персональной образовательной программы. Отправляйте эту программу на согласование, например, в деканат. Вам формируют стоимость, вы оплатили и проходите обучение. Полная кастомизация. Это как открыть меню в ресторане, где четко написано, что и за какие деньги вы получаете. Нам сейчас не хватает только массива данных – множества программ повышения квалификации, которые сделаны в этом качестве. И, наверное, с определенного времени мы будем настаивать на том, чтобы программа повышения квалификации выполнялась в нашем новом стандарте. Тогда у нас появятся совершенно другие возможности на рынке образовательных услуг – мы будем предлагать фактически бесконечный набор программ».
Про «Цифровые кафедры»
Кроме того, университет в рамках «Приоритет 2030» запускает еще один новый проект – «Цифровые кафедры. Обучающиеся могут параллельно с освоением основных профессиональных образовательных программ прокачать свои компетенции в IT-сфере:
«Если раньше достаточно было уметь обращаться с текстовыми файлами, то сейчас практически любому специалисту необходимо уметь самостоятельно сделать сайт и работать с базами данных. Если посмотреть и заглянуть чуть-чуть за горизонт, на 5–7 лет вперед, то мы поймем, что специалист, который занимается обслуживанием транспортных средств или проектированием программных продуктов, должен уметь самостоятельно создать нейросеть для решения задач – это базовая грамотность. Поэтому в массовом порядке будут запущены программы профессиональной переподготовки, которые позволят как айтишникам, так и тем, кто учится по несвязанной с этим специальности, прокачать навыки в IT-составляющей».
В рамках этого проекта планируется обучить 1189 наших студентов в новом учебном году.
– В университете уже реализуется 479 программ дополнительного профессионального образования, разрабатываются новые. Какие ресурсы помогают справиться с такой нагрузкой и удерживать лидерство в этой сфере?
– Количество программ повышения квалификации, которые университет реализует, это важный, но не определяющий показатель в ответе на вопрос о том, каковы наши рыночные позиции и каков вообще наш статус. Гораздо интереснее – это то, сколько людей мы обучаем в год, и по этому показателю наш вуз – один из лидеров в России. Мы ежегодно обучаем более 35 000 слушателей дополнительных профессиональных программ – это колоссальные цифры. Почти 500 миллионов рублей университет зарабатывает ежегодно от этой деятельности. К сожалению или к счастью, но тенденции таковы, что с развитием дистанционных форм обучения программа становится дешевле, это хорошо для потребителя. К сожалению, в какой-то момент контент и качество программ, которые мы реализуем в университете, начали отставать от требований рынка. Появились новые игроки, которые стали предлагать программы более высокого качества. Поэтому тот стандарт создания программ повышения квалификации, который мы сейчас культивируем и используем в «Приоритет 2030», в случае его масштабирования позволит нам получить часть аудитории, которая еще не наша. В основном это молодежь, которой важно качество контента и свобода формирования содержания образования. В этом смысле наш подход очень четко соответствует пожеланиям людей, которые точно понимают, что им нужно. Да, этот процесс будет небыстрым, да, он потребует времени. Второй важный момент в нашей стратегии – это реализация крупных государственных программ, повышения квалификации работников транспортной отрасли. И мы готовы реализовать масштабные образовательные проекты для различных видов транспорта.
– Какие сферы сейчас больше всего нуждаются в повышении квалификации?
– Человек должен учиться всю жизнь. Нет сфер, где повышение квалификации более нужно или менее нужно – везде нужно. Нужно меняться вместе с технологическим потоком. Во всех видах транспорта сегодня происходят технологические сдвиги. Одна из центральных задач модернизации транспортной системы – цифровая трансформация во всех видах транспорта. Это появление цифровых двойников, безэкипажных судов, интеллектуальных транспортных систем, высокоавтоматизированных беспилотных транспортных средств, новые технологии управления мобильностью и др. Это колоссальные технологические сдвижки, которые требуют повышения квалификации людей. Конечно, нужно иметь возможность быстро подготовить работников отрасли к этим изменениям.
– В таких сферах и специальностях повышение квалификации идет сложнее всего?
– Сложнее всего повышать квалификацию тогда, когда требования в профессиональной области еще не формализованы. То есть не издан нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность, нет профессиональных стандартов деятельности, стандартов продукции. Многие говорят про искусственный интеллект, но мало кто говорит о том, что нормативно эта технология совершенно не отрегулирована. Под искусственным интеллектом каждый понимает свой набор сущностей. В этой ситуации повышение квалификации – самая сложная штука. Потому что обучать людей надо тому, что уже признано в каком-то более-менее широком профессиональном сообществе.
– Вы лично, когда последний раз проходили курсы повышения квалификации?
– Это было зимой, я проходил курс по противодействию коррупции, который организовал наш Юридический институт. Для меня по должности это обязательная программа. В последнее время больше участвую в разработке программ, чем сам прохожу. Но вот интересная история. Как работает методист? Это же фактически первый слушатель программы. Он этой профессиональной области никогда не касался, он должен вникнуть и разобраться в этом при помощи экспертов. И изложить программу так, чтобы другие слушатели освоили эти компетенции. В этом смысле человек, который занимается разработкой программы, сам обучается по ней. Я на сегодняшний день курирую разработку более 10 программ в рамках «Приоритета». Поэтому в каком-то смысле я прохожу повышение квалификации каждый понедельник, когда провожу с нашими методистами еженедельные методические семинары.