Кафедра «Технология сварки, материаловедение, износостойкость деталей машин» (ТСМИ) начинает свою историю с 1924-25 учебного года, когда на базе Высших технических курсов НКПС в составе Московского института инженеров транспорта (МИИТ) был создан «Тяговый факультет» и на нем открыта кафедра «Технология металлов и дерева». В это время на кафедре преподавали: А.И. Белоножкин, Э.А. Сатень и А.В. Панкин.
В 1931 году из состава кафедры «Технология металлов и дерева» выделилась самостоятельная кафедра «Электросварка», которую возглавил профессор К.К. Хренов, ставший впоследствии членом-корреспондентом АН СССР и академиком АН УССР. Основными научными направлениями кафедры в этот период являлись: создание методов электросварки и резки под водой; разработка источников питания для сварки и разработка сварочных материалов. За разработку способов подводной сварки и резки профессору К.К. Хренову была присуждена Государственная премия.
К.К. Хренов |
В период с 1931 по 1938 годы кафедру «Технология металлов и дерева» возглавляли профессора: С.Ф. Глебов, И.И. Кубышкин и К.Ф. Неймайер.
В 1934 г. из состава кафедры «Технология металлов и дерева» выделилась самостоятельная кафедра «Холодная обработка металлов». Позднее кафедра была переименована в «Обработка металлов резанием» (1939 г.) и «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава» (1979 г.).
В 1938 г. кафедры «Технология металлов и дерева» и «Электросварка» были объединены в кафедру «Горячая обработка металлов и сварка».
Во время Великой Отечественной войны МИИТ был эвакуирован в г. Томск. После эвакуации (в 1946 г.) кафедру возглавил профессор А.Н. Егорнов.
Основные направления работы кафедры под руководством А.Н. Егорнова были связаны с совершенствованием технологии изготовления и упрочнения чугунных деталей цилиндро-поршневой группы паровозов, тепловозов (профессор А.Н. Егорнов, доцент Г.В. Рубин). В этот период разработаны и внедрены прогрессивные режимы термического упрочнения (изотермическая закалка) и поверхностное пластическое деформирование пружин и рессор подвижного состава (профессор Д.Г. Иванников, доценты В.С. Меньшов, В.Ф. Лоренц).
В 1954 году после объединения институтов МИИТ и МЭМИИТ кафедру «Технология металлов» возглавил профессор Н.П. Зобнин.
В 1958 году кафедру «Технология металлов» возглавил профессор В.Н. Данилов. В 1961 году кафедра была переименована в кафедру «Материаловедение и материально-техническое снабжение на железнодорожном транспорте». Основные направления научных работ в этот период были связаны с металлографией железоуглеродистых сплавов, разработкой и внедрением высокопрочных марок чугуна взамен стального литья и проката для деталей подвижного состава, прочностными расчетами транспортных конструкций, наплавочными работами.
В 1970 году кафедру возглавил профессор А.Н. Минкевич, и она была переименована в «Материаловедение и технология конструкционных материалов». Профессор А.Н. Минкевич лауреат Государственной премии, крупный специалист в области химико-термической обработки, почетный профессор Вроцлавского политехнического института (Польша).
С приходом профессора А.Н. Минкевича к основным направлениям научных работ кафедры добавилось направление по химико-термической обработке деталей. В этот период дополнительно в научной работе кафедры сформировалось направление по химико-термической обработке деталей подвижного состава и инструментов. По этому направлению активно работали: профессора Б.В. Захаров, М.Г. Крукович и доцент Э.Р. Тонэ. Это направление сохраняется и по настоящее время.
Большой вклад в организацию научных работ и учебного процесса в этот период внес профессор К.П. Ромадин, известный крупный специалист в отечественной и мировой науке в области разработки и использования цветных металлов и сплавов и их термической обработки.
В 1981 году кафедру возглавил профессор Киселёв Сергей Николаевич, лауреат премии Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации. Основными направлениями научных работ кафедры стали математическое и компьютерное моделирование нелинейных процессов при воздействии концентрированных источников теплоты и механических нагрузок, а также анализ напряженно-деформированного состояния и надежности транспортных конструкций. По этим направлениям активно работали: профессора Н.Н. Воронин, Р.И. Зайнетдинов, С.Ю. Петров, А.В. Саврухин, доценты Н.Н. Воронин, Г.Д. Кузьмина, А.Н. Неклюдов, В.М. Скляров, старшие научные сотрудники Ю.Н. Аксёнов, А.Ю. Богачев, В.Ю. Смирнов.
Профессором В.В. Засыпкиным в этот период проводились работы по газо-термическому напылению и роботизации технологических процессов на ремонтных заводах МПС.
С приходом на кафедру ТСМИ профессора-совместителя В.Г. Павлова энциклопедиста, крупнейшего специалиста в области трения, изнашивания и смазки, начались интенсивные научные работы в этих направлениях. Полученные результаты профессора В.Г. Павлова имеют огромное значение в борьбе с трением и изнашиванием и являются общепризнанными как в России, так и за рубежом.
В 1992 году кафедра была переименована в кафедру «Технология сварки, материаловедение, износостойкость деталей машин». В 2002 году кафедру возглавил профессор Н.Н. Воронин. На кафедре начались работы, связанные со сваркой рельсов алюминотермитным способом, как в научном плане, так и по подготовке сварщиков термитной сварки для железных дорог России.
Н.Н. Воронин |
Преподаватели кафедры «ТСМИ» читают дисциплины для специальности «Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановления деталей машин и аппаратов», а также общепрофессиональные дисциплины: «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов» для ряда других инженерных специальностей.
За период с 1978 по 2004 годы преподаватели кафедры работали в Алжире (доцент Д.Г. Максимов), Франции (профессор М.Г. Крукович), Южной Корее (профессор Р.И. Зайнетдинов); проводили научно-методическую работу в Болгарии, Германии, Чехословакии.
Преподаватели кафедры участвуют в международных конференциях, симпозиумах и семинарах. Приглашаются для проведения докладов в научные центры Франции, Германии и Польши.
Полученные результаты преподавателей кафедры по химико-термической обработке используются на отечественных предприятиях железнодорожного транспорта и других отраслей промышленности, а также за рубежом фирмами Франции, Германии и других стран.
Профессорско-преподавательский состав кафедры опубликовал более 40 научных работ (статей, докладов, патентов) на английском, немецком, французском и польском языках в США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Канаде, Японии, Южной Корее, Сингапуре, Китае, Гонконге, Алжире, Марокко, Польше, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Украине, России.
Учебная база кафедры включает металлографическую, сварочную, а также лабораторию испытаний материалов и покрытий на изнашивание.
Металлографическая лаборатория содержит оборудование для изучения структуры и механических свойств материалов (микроскопы, твердомеры, испытательные машины и т.п.).
В сварочной лаборатории имеется большой парк сварочного оборудования (источники питания, автоматы и полуавтоматы для дуговой сварки, установки для контактной сварки, оборудование для кислородной резки, электроконтактной наварки). Лаборатория содержит также установки для вибродуговой наплавки, плазменного напыления и резки, микросварки, электронные тренажеры сварщика.
В лаборатории испытания материалов и покрытий имеется машина для испытания материалов на трение 2168-УМТ, используемая в научных исследованиях и учебном процессе.
Научные разработки кафедры используются не только на железнодорожном транспорте, но и на предприятиях тяжелого машиностроения, в атомной энергетике и некоторых других отраслях промышленности, как в России, так и за рубежом.