Кафедра «История» – один из крупнейших учебно-научных центров социально-гуманитарного профиля в структуре современного отечественного общетранспортного высшего образования, а также во многих отношениях уникальное структурное подразделение Российского университета транспорта. За плечами кафедры – опыт не одного десятилетия научно-образовательной, учебно-воспитательной и исследовательской деятельности, значимые достижения общеуниверситетского (сначала в структуре МИИТ, затем – в МГУПС), отраслевого и российского масштаба.
В начале своего пути это была общеобразовательная кафедра наряду с другими университетскими кафедрами гуманитарного цикла, затем, на протяжении без малого двух десятилетий – комплексная кафедра, осуществлявшая, наряду с преподаванием целого ряда общих и специальных дисциплин, подготовку специалистов в области социально-гуманитарного обеспечения функционирования транспортной сферы. В своем нынешнем виде кафедра «История» является преемницей кафедры «Политология, история и социальные технологии» (была образована в 2011 г. на базе кафедры «Политология и социальные технологии», созданной в 1991 г., и кафедры «Социально-политическая история», основанной в 1954 г.), к которой в 2020 г. была присоединена кафедра «Теология» (сформирована в 2001–2002 гг.).
Сегодня кафедра «История» – это учебно-методический и научно-исследовательский центр, задачей которого является обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров во всем университете. За кафедрой закреплены такие общеуниверситетские учебные дисциплины, как: «Россия в мировой истории» и «История транспорта». При этом ключевым принципом образовательной и научной деятельности кафедры на протяжении многих лет является сочетание теории и практики, комбинирование фундаментальных исследований и прикладных разработок в сфере социально-гуманитарной составляющей функционирования транспортной отрасли в целом и отдельных видов транспорта, включая российские железные дороги, в частности.
Кафедра стала одним из первых в России научно-образовательных центров, начавших комплексную разработку таких междисциплинарных и одновременно практико-ориентированных направлений исследований, как история транспорта и государственная транспортная политика. Сложилась и уверенно развивается соответствующая научная школа, что находит выражение как в заметно растущем числе научных публикаций сотрудников кафедры по данной проблематике, включая монографии, статьи в ведущих рецензируемых изданиях, выступления на международных и национальных конференциях и т.д., так и в активном подключении к ее исследованию студентов и аспирантов. Достаточно сказать, например, что за период, начиная с 2000 г., свыше 30 аспирантов и соискателей защитили кандидатские диссертации, 4 преподавателя – докторские диссертации, при этом больше половины из них имело соответствующую отраслевую направленность. С 2009 г. кафедра ежегодно принимает участие в международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития транспорта», организуя и проводя на регулярной основе в ее рамках секцию «Транспортная политика государства и социально-политические коммуникации: отечественный и зарубежный опыт и перспективы». Фундаментальные разработки кафедры были использованы при подготовке и проведении Министерством транспорта РФ цикла мероприятий «Транспорт России. Сквозь время – в будущее», посвященных 210-летию транспортного ведомства и транспортного образования в России (2019 г.), а также серии мероприятий, приуроченных к 125-летию со дня образования университета (2021 г.). В этих юбилейных мероприятиях приняли активное участие ведущие ученые и преподаватели кафедры.
Основными направлениями научных исследований коллектива кафедры являются, в том числе: история России, история транспорта, транспортная политика государства, история развития региональных и общенациональных транспортных коммуникаций и их перспективы в России и зарубежных странах, современные социальные технологии в транспортной отрасли, молодежная политика и патриотическое воспитание в транспортных вузах и др. Наряду с коллективными, профессорско-преподавательский состав кафедры осуществляет и индивидуальные научные исследования общих и специальных теоретико-методологических и прикладных вопросов транспортных и – шире – социальных коммуникаций во всем многообразии их направлений и аспектов.
Благодаря высокопрофессиональному кадровому составу кафедра на протяжении многих лет находится в числе лидирующих в университете: по итогам рейтинговой оценки деятельности в 2005, 2009, 2010, 2011, 2013 и 2016 гг. она была признана «Лучшей комплексной кафедрой университета».
Коллектив кафедры уделяет большое внимание учебно-методическому обеспечению образовательного процесса. Так, в 2002 г. учебное пособие «Политология» заняло 1-е место во Всероссийском конкурсе учебников, проводившемся Министерством образования РФ, по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» для технических специальностей. В 2020 г. вышло в свет учебное пособие «Транспортная политика государства: теория, история, практика» – одно из первых в стране изданий в области политических наук, имеющих отраслевую направленность. В 2021–2022 гг. издан цикл учебных пособий «История транспорта России», включивший в себя в том числе курс лекций и многотомную хрестоматию, которые охватывают развитие отечественного транспорта с древнейших времен до наших дней. Всего за период с 2000 г. профессорско-преподавательским составом кафедры было опубликовано более 150 учебников и учебных пособий.
Кафедра является активным участником осуществляемого в университете воспитательного процесса. В 2015 г. она стала победителем конкурса «Гордость университета» в номинации «Самая активная кафедра по работе с молодежью». В 2018–2019 гг. кафедрой по поручению Министерства транспорта РФ разработана и вынесена на широкое обсуждение Концепция молодежной политики транспортных вузов России.
Кафедра имеет отлаженные связи с профессиональным сообществом, ее ученые и преподаватели представлены в целом ряде консультативно-совещательных структур при государственных органах власти, в отраслевых и общероссийских общественных организациях, в редколлегиях ведущих рецензируемых изданий, в диссертационных советах крупных высших учебных заведений.