Кафедра ставит своей главной задачей подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих современному уровню развития отрасли и достижений науки и техники, способных решать современные задачи, стоящие перед железнодорожным транспортом и управлять процессами перевозок на высоком профессиональном уровне.
За время существования кафедры подготовлено 136 кандидатов технических наук, 18 докторов технических наук. Ученые кафедры являются авторами и соавторами 53 учебников, 100 монографий и около 120 учебных пособий.
Кафедра выпустила около 3,5 тысяч инженеров магистрального и промышленного транспорта, в том числе и для зарубежных стран. В числе ее выпускников есть начальники железных дорог, ректор и проректоры институтов, руководящие работники центрального аппарата ОАО “РЖД”, железных дорог и других железнодорожных организаций.
Кафедра организовывала следующие международные научно-технические конференции, на которых принимали участие как преподаватели и студенты из университетов Российской Федерации, так и зарубежных стран:
Научно-техническая работа кафедры направлена на изучение и развитие следующих областей исследования за последние 5 лет:
История зарождалась, когда в составе Императорского московского инженерного училища была образована кафедра «Железные дороги» с единым курсом по всему большому хозяйству железных дорог.
В течение многих лет научно-педагогическая деятельность коллектива кафедры была связана с именем академика В. Н. Образцова. Его научные труды были посвящены вопросам станционного хозяйства железных дорог, промышленному и городскому транспорту, распределению сортировочной работы на сети железных дорог, а также проблемам взаимодействия и развития сети различных видов транспорта. Владимир Николаевич много трудился над проблемой развития Московского транспортного узла. Еще в 1920 г. опубликовал работу «Московский узел и основные идеи его переустройства», а в последующие годы - целый ряд статей о связи метрополитена и трамвая с пригородным движением.
Одновременно с решением конкретных практических проблем ученые возглавляемой им кафедры «Железнодорожные станции и узлы» продолжали разработку важнейших теоретических вопросов. Созданный в 1933 г. В. Н. Образцовым капитальный труд «Железнодорожные станции» стал научной основой для целой серии учебников «Станции и узлы»: часть I - 1935 г. (В. Н. Образцов, В. Д. Никитин и С. П. Бузанов), часть 2 – 1938 г. (В. Н. Образцов, В. Д. Никитин, М. В. Сеньковский и Н. Р. Ющенко) и 1949 г. (В. Н. Образцов, В. Д. Никитин, Ф. И. Шаульский и С. П. Бузанов). Труды В. Н. Образцова и его учеников, написанные в то время, отличались от предшествующих новым подходом к решению проблем организации работы железных дорог с учетом развития других видов транспорта: автомобильного, водного, воздушного, городского и промышленного. Коллектив кафедры перешел к комплексному рассмотрению вопросов проектирования транспорта в увязке с планировкой городов и жилищным строительством.
В годы Великой отечественной войны кафедрой «Станции и узлы» руководил проф. Ф.И. Шаульский (Академик В.Н. Образцов в этот период работал в Комиссии АНСССР по разработке мероприятий по мобилизации ресурсов на оборону).
После смерти академика В.Н. Образцова в 1949 г. заведующим кафедрой был избран профессор, д.т.н. В.Д. Никитин при котором в 1952 г. началась подготовка студентов –эксплуатационников по специальности «Промышленный транспорт». В 1959 г. в связи с упразднением кафедры «Общий курс железных дорог» ее дисциплины были переданы на кафедру «Станции и узлы», что значительно усилило потенциал научно-педагогического коллектива в целях повышения качества учебного процесса.
С 1971 по 1978 г. кафедру возглавлял профессор, д.т.н. Н.Н. Шабалин. Этот период был отмечен оживлением научно-исследовательской деятельности коллектива, а также методическим обеспечением учебного процесса.
С 1978 по 1990 г. кафедрой руководил профессор, д.т.н., проректор института по научной работе В.М. Акулиничев. В этот период при кафедре была создана научно-исследовательская лаборатория «Комплексное техническое развитие сортировочных станций».
С 1990 г. по 1997 г. кафедрой руководил профессор Борис Федорович Шаульский. Продолжалось совершенствование учебного процесса, обновлялись учебники, учебные планы и учебно-методическая литература. В эти тяжелые для экономики страны годы на кафедре продолжалась научная и учебно-методическая работа. За этот период коллективам кафедры были выполнены 15 научных тем, изданы три учебника для вузов работы, шесть учебных пособий и методических указаний. Основной заслугой работы кафедры за эти годы следует считать сохранение персонала.
С 1997 по 2008 г. кафедру возглавлял д.т.н., профессор Владимир Григорьевич Шубко, автор многих монографий и научных трудов. Он активизировал работу кафедры.
Несмотря на спад объемов перевозок и значительное снижение финансирования как железнодорожного транспорта, так и научных исследований кафедра активно продолжила научные исследования, направленные на проведение структурной перестройки железнодорожного транспорта, особое внимание им было уделено совершенствованию научно-методического обеспечения дисциплин кафедры с учетом новых рыночных отношений в отрасли.
Под руководством д.т.н. профессора Шубко В.Г. идеи академика Образцова внедрялись в научные исследования и учебный процесс. На кафедре значительно увеличились научные исследования по пассажирской тематике. По заказу ЦЛ выполняются прикладные исследования по разработке методических основ системы формирования тарифов на пригородные пассажирские перевозки, обоснована концепция пригородно-городских перевозок с целью привлечения пассажиров на железнодорожный транспорт.
Под руководством профессоров Шубко В.Г и Буракова В.А. с участием сотрудников и аспирантов кафедры по заказу Института Генплана Москвы выполнена актуальная прикладная научная тема по комплексному использованию малого кольца Московского ж.д. узла для пассажирского и грузового движения. Разработана концепция по организации пригородно-городского пассажирского движения с использованием малого кольца и пригородных радиальных линий.
Идеи академика В.Н. Образцова, развитые его учениками и последователями, нашли отражение в новом учебнике ’’Железнодорожные станции и узлы”, подготовленном под руководством профессора Шубко В.Г, задачнике к учебнику и “Энциклопедии железнодорожного транспорта” профессора Правдина Н.В., а также вошли в нормативные документы МПС РФ, ОАО “РЖД” и в том числе в “Правила и нормы проектирования станций и узлов на железных дорогах колеи 1520 мм” (2001 г.), “Правила и нормы проектирования сортировочных узлов на железных дорогах колеи 1520 мм” (2003 г.).
Также под руководством профессора Шубко В.Г. разработаны новые правила перевозок пассажиров в пригородном движении, экономический электронный паспорт пригородного комплекса ОАО “РЖД”, внедрены в учебный процесс методологические принципы применения теории графов при проектировании и реконструкции железнодорожный станций и узлов.
В период с 2008 по 2009 года кафедру возглавил кандидат технических наук, профессор Сергей Петрович Вакуленко. Автор и соавтор 200 научных и учебно-методических работ (в том числе 3-х патентов) среди них: учебник для Вузов железнодорожного транспорта «Проектирование инфраструктуры железнодорожного транспорта (станции, железнодорожные и транспортные узлы)»; учебное пособие «Интермодальные перевозки в пассажирском сообщении с участием железнодорожного транспорта»; учебное пособие «Технология работы пограничных станций»; учебное пособие «Организация транспортного обслуживания пригородных и пригородно-городских пассажиропотоков железнодорожным, автомобильным и наземным городским транспортом в периоды перерывов в движении пригородных поездов»; учебник для Вузов железнодорожного транспорта «Железнодорожные станции и узлы» и др. Под руководством С.П. Вакуленко на кафедре значительное внимание уделялось научно-исследовательским работам, издательской деятельности и молодым ученым.
С 2009 г. кафедру возглавил доктор технических наук, профессор, действительный член Российской академии транспорта Ю.О. Пазойский.
В сентябре 2013 г. в одной из кафедральных аудиторий был создан уникальный высокотехнологичный макет сортировочной станции, что позволило открыть на базе кафедры Научно-образовательный центр «Техническое оснащение и технология работы станций» с целью повышения качества подготовки дипломированных специалистов. Вошли в строй программно-аналитические комплексы «Система автоматизированного проектирования железнодорожных станций» и «Система автоматизированной разработки техническо-распорядительного акта станции». Преподаватели кафедры широко применяют современные методы обучения, в том числе интерактивную и дистанционную формы.
В 2019 году в связи с реорганизацией Московского государственного университета путей сообщения в Российский университет транспорта, кафедра «Железнодорожные станции и узлы» (ЖДСУ) сменила название на «Железнодорожные станции и транспортные узлы» (ЖДСТУ).
Специалисты кафедры «ЖДСТУ» продолжают научно–исследовательские работы по заказу ОАО «РЖД».
Коллектив кафедры «ЖДСТУ» ведет разработки в сфере технической эксплуатации железных дорог. Под руководством профессора Вакуленко С.П. и доцента Журавлева Н.П. по заказу ОАО «РЖД» была разработана новая редакция основного эксплуатационного нормативного документа железнодорожного транспорта «Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», утвержденного Министерством транспорта Российской Федерации в 2022 г.
Преподаватели кафедры в настоящее время ведут обширную издательскую работу. Вышли в свет учебники и учебные пособия:
Преподаватели кафедры являются авторами и соавторами более 60 учебников, 120 монографий и около 140 учебных пособий.
За время существования коллектив кафедры выпустил более 5 тысяч инженеров магистрального и промышленного транспорта, подготовил более 180 специалистов высшей квалификации (докторов и кандидатов наук), в том числе и для зарубежных стран.