26 сентября 1896 года в Москве было открыто Московское инженерное училище.
Начальник службы тяги подвижного состава Московско-Казанской железной дороги профессор Егор Егорович Нольтейн был первым заведующим локомотивной кафедрой МИИТа. Он и заложил важную традицию в работе кафедры, которая сохраняется и по сегодняшний день, - актуальное участие преподавателей кафедры в создании новых локомотивов, совершенствовании методов их эксплуатации и ремонта.
С 1913 года Московское инженерное училище было преобразовано в Московский институт инженеров путей сообщения.
Паровозную кафедру до 1926 года возглавлял профессор Евгений Генрихович Кестнер, а с 1925 года профессор кафедры в последствии действительный член Академии наук СССР Сергей Петрович Сыромятников – основатель школы отечественной паровозной теплотехники. Под его руководством профессора кафедры А.А. Чирков, В.Н. Иванов, доценты Н.И. Панов, Б.Л. Резников, Т.М. Ковнер в 50-е годы разрабатывали технические проекты по совершенствованию конструкции паровоза.
Научные основы совершенствования паровозов в дальнейшем развивали член-корреспондент Академии наук СССР И.И. Николаев, профессора В.Н. Иванов, А.П. Третьяков и другие.
Научные разработки вопросов тяги поездов в работах профессоров А.И. Бабичкова, О.Н. Исаакяна, Н.А. Сохачевского, В.Н. Сологубова, А.П. Новикова, доцента В.В. Деева.
Подготовка инженеров-тепловозников в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта бала начата в 1927 году. У ее истоков стояли известные в стране ученые и организаторы тепловозной тяги П.В. Якобсон, К.А. Шишкин, Е.Е. Лонткевич, Н.П. Лугинин.
В 1948 году в связи с началом послевоенного тепловозостроения, была возобновлена подготовка инженеров - тепловозников под руководством профессора К.А. Шишкина, организатора создания и одного из авторов первого учебника по тепловозам для вузов железнодорожного транспорта.
Объединенная кафедра "Локомотивы и локомотивное хозяйство" была организована в 1954 году после объединения МИИТ и МЭМИИТа в один вуз.
Большую роль в организации объединения кафедры в 1955-1957 годы сыграли доценты А.Б. Домбровский, А.П. Третьяков и пришедшие на кафедру специалисты К.И. Рудая, В.Д. Кузьмич, М.Д. Рахматуллин, Н.Н. Субоч, а также профессора В.Н. Сологубов, И.Ф. Семичастнов, Н.И. Панов, А.П. Новиков.
Вся работа по перестройке учебного процесса, переквалификации кадров, созданию коллектива кафедры оснащению новых лабораторий проходила под руководством - профессора В.Н. Иванова.
Заслуженный деятель науки и техники РФ, профессор Владимир Николаевич Иванов в течение 30 лет был бессменным руководителем кафедры "Локомотивы и локомотивное хозяйство".
В 1957 г. при кафедре В.Н. Ивановым была организована научно-исследовательская тепловозная лаборатория. Спектр исследований охватывал широкий круг вопросов стоящих перед локомотивным хозяйством и тепловозостроением. Многопрофильность научных исследований на кафедре сохранилась и по настоящий день.
Под руководством В.Н. Ивановым вели исследования по дизельной тематике доценты Б.Л. Резинов, В.П. Скепский, В.Н. Васильев, И.П. Барадулин, А.И. Молчанов, В.З. Какоткин и большое число аспирантов, ныне работающих в разных вузах страны.
Вопросами динамики локомотивов совместно с В.Н. Ивановым занимались А.И. Беляев (ныне профессор), доцент Ю.В. Емельянов.
Актуальные исследования в области гидравлических передач тепловозов проводились профессором И.В. Семичастновым совместно с доцентами В.Б. Скуевым, В.С. Рудневым, В.З. Зюбановым, В.Б. Скоркиным, В.Т. Угловым.
Профессора Николай Иванович Панов и Александр Петрович Третьяков организовали научно-исследовательскую лабораторию охлаждающих устройств тепловозов.
Заведующий кафедрой с 1980 по 1998 год д.т.н. профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ Вадим Дмитриевич Кузьмич проводил исследования систем охлаждения дизелей, и тяговых электрических машин, результаты которых нашли практическое применение на тепловозах эксплуатируемых в России и за рубежом. В них участвовали доценты В.Н. Овчинников, В.Я. Солодилов, Н.В. Большаков.
С.П. Сыромятников | В.Н. Иванов | В.Д. Кузьмич |
Исследования различных аспектов электрических передач тепловозов, начатых доцентом К.И. Рудой, продолжили доценты Е.В. Лисицын, И.П. Аникиев, Н.А. Сашко, М.А. Яцков.
Профессор Н.М. Луков совместно с доцентами Л.А. Чернышевым, Е.Ю. Логиновой (ныне профессор) проводил исследования в области автоматизации регулирования температур в системах охлаждения тепловозных дизелей и электрических машин.
В исследовании вопросов улучшения работы тепловозных дизелей под руководством профессора Е.Е. Коссова, принимали участие доценты В.Е. Песков, К.Г. Михаилиди, М.В. Горохов.
Профессор И.В. Бирюков, известный научными трудами в области динамики тяговых приводов, организовал при кафедре научно-технический центр "Скоростной подвижной состав", в котором работали доценты Н.И. Долгачев, Р.П. Вяткин.
Совершенствованию конструкций узлов электрических машин разработке технологического диагностирования ТЭД посвящены исследования д.т.н., профессора В.И. Киселева, заведующий кафедрой с 1998 года.
Научные работы по энергоснабжению, проводимые доцентом Н.А. Сашко, направлены на экономию топлива при реостатных испытаниях тепловозов.
Воспитанники кафедры работают далеко за пределами Московского государственного университета путей сообщения: Н.М. Бурносов - вице президент ОАО "РЖД"; В.Г. Григоренко - ректор Дальневосточного государственного университета; Г.Т. Трусов - ректор Вологодского политехнического института; А.Л. Голубенко - ректор Восточного Украинского университета; Д.С. Стоянов - ректор Политехнического университета в Софии.
На кафедре в учебно-методической и научной работы активное участие принимали специалисты с производства, доктор технических наук - директор Всероссийского научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава (ВНИКТИ) д.т.н., профессор В.С. Коссов, д.т.н., профессор Коссов Е.Е. - руководитель отделения автономного подвижного состава Всероссийского научно-исследовательского института ж.д. транспорта (ВНИИЖТ), главный инспектор ЦТ ОАО "РЖД" А.А. Сашко, главный инженер ПКБ ЦТ А.З. Певзнер.
Локомотивостроение и локомотивное хозяйство - два профиля подготовки инженеров кафедрой и одновременно два традиционных направления, педагогического, учебно-методической, научной и научно-общественной деятельности преподавательской кафедры, сотрудников лабораторий.
Сегодня кафедра представляет высококвалифицированный коллектив специалистов, обеспечивающий подготовку инженеров по специальности "Локомотивы" - ведущей специальности на железнодорожном транспорте.