Кафедра «Электропоезда и локомотивы» является одним из крупнейших подразделений университета.
Она была создана в 2014 году на базе кафедры «Электрическая тяга» в результате присоединения к ней кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство», и ещё раньше, в 2011 году, кафедры «Электрические машины».
Становление и развитие кафедр, вошедших в состав нынешней, объединённой кафедры «Электропоезда и локомотивы», можно проследить с 1896 года, года основания университета, когда в учебных планах Императорского Московского инженерного училища появилась дисциплина «Паровые машины», а затем и «Паровозы». Вскоре была образована кафедры «Паровозы». Впоследствии, после начала коренной реконструкции тяги, связанной с вводом в массовую эксплуатацию новых, более совершенных, мощных и экономичных локомотивов – электровозов и тепловозов, она была преобразована (1954 год) в кафедру «Локомотивы и локомотивное хозяйство», просуществовавшую вплоть до 2014 года. Широкую известность учёным кафедры принесли работы в области совершенствования систем охлаждения дизелей, и тяговых электрических машин, автоматизации регулирования температур в системах охлаждения тепловозных дизелей и электрических машин, динамики тяговых приводов подвижного состава, совершенствованию конструкций узлов электрических машин и разработке методов диагностирования тяговых электрических машин.
Кафедра «Электрическая тяга» – первая в стране среди кафедр аналогичного профиля в университетах транспортного комплекса, была основана на базе факультета Новых локомотивов Московского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта (МЭМИИТ) в 1930 году. Этот период времени соответствует началу электрификации железных дорог Советского Союза, когда были электрифицированы первые линии магистральных железных дорог – Баку-Сабунчи (1926) и Москва – Мытищи (1929). Поэтому на кафедру была возложена ответственная задача подготовки инженеров-электромехаников для работы с новейшими для того времени типами подвижного состава – электровозами и электропоездами магистральных железных дорог, а вскоре – и метрополитенов. За время существования кафедры её учёными были выполнены фундаментальные работы по динамике подвижного состава и конструкции его механической части, разработаны важнейшие положения теории надёжности подвижного состава, методы проектирования тяговых электрических машин, теории электрической тяги. Был внесён важнейший вклад в создание теории тягового электропривода с бесколлекторными двигателями переменного тока, намного опередившую аналогичные работы за рубежом. Широкую известность учёным кафедры принесли работы в областях автоматизации управления подвижным составом и применения статических полупроводниковых преобразователей энергии на подвижном составе, в области средств технического диагностирования подвижного состава.
Кафедра «Электрические машины» существовала в МИИТе с 1923 года (до объединения в 2011 году с кафедрой «Электрическая тяга»). В течение довоенного периода деятельность кафедры была направлена в основном на создание нового для того времени курса «Тяговые электрические машины» на факультете «Электрификация железных дорог», что было обусловлено развитием электрической тяги на железных дорогах. С 1953 существенным направлением деятельности являлось развитие курсов по теории тяговых и промышленных электрических машин и электроприводу, что сопровождалось созданием лабораторий по электрическим машинам постоянного и переменного тока, автоматизированному электроприводу, электрооборудованию, микромашинам и магнитным усилителям. Лаборатории были оснащены современным оборудованием и измерительной техникой.
Начиная с 1970 года по настоящее время, научная и педагогическая деятельность кафедры «Электрические машины» была направлена на развитие теории линейных электрических машин для их реализации на высокоскоростном наземном транспорте, в том числе с магнитным подвесом.
В разные годы на кафедре работали и продолжают работать известнейшие учёные Е.С. Аватков, О.В. Бенедикт, И.В. Бирюков, В.А. Винокуров, Н.В. Горохов, А.В. Горский, Е.В. Горчаков, А.А. Воробьёв, В.Е. Доценко, В.Г. Иванов-Смоленский, И.П. Исаев, С.И. Курбатов, В.Н. Иванов, Ю.М. Иньков, Е.Г. Кестнер, В.И. Киселёв, Е.Е. Коссов, В.С. Коссов, В.Д. Кузьмич, А.С. Курбасов, В.В. Литовченко, Н.В. Максимов, В.Б. Медель, Б.А. Метёлкин, Н.М. Михайлов, М.Д. Находкин, Е.В. Нитусов, А.П. Новиков, Е.Е. Нольтейн, Г.Н. Петров, Н.А. Ротанов, К.И. Рудая, А.Н. Савоськин, Д.В. Свечарник, И.Ф. Семичастнов, С.П. Сыромятников, А.П. Третьяков, Б.Н. Тихменев, Л.М. Трахтман, В.С. Хвостов, В.П. Феоктистов, П.Н. Шляхто, и многие другие.
В настоящее время кафедра «Электропоезда и локомотивы» – это мощный научно-педагогический коллектив с ежегодным выпуском порядка 70 – 100 человек. Лучшие выпускники поступают в аспирантуру, которую оканчивают с защитой кандидатской диссертации, многие молодые учёные остаются на кафедре для ведения научной и педагогический работы. Ведущие учёные кафедры являются членами советов по защите диссертаций на соискание учёных степеней кандидатов и докторов наук и созданных при различных образовательных и научных организациях, членами редколлегий отечественных и зарубежных научных журналов, отраслевых научно-технических и правительственных межведомственных советов.
При проведении занятий, обучающимся передаются самые современные, актуальные, передовые достижения транспортной науки. Актуальность работ кафедры подтверждается тем, что исследования учёных кафедры поддерживается грантами Российского фонда фундаментальных исследований, результаты работ публикуются в ведущих отечественных и зарубежных журналах, докладываются на национальных и международных конференциях. Кафедра осуществляет многочисленные хоздоговорные прикладные работы, выполняемые в интересах ОАО «РЖД» и его филиалов, транспортных предприятий Москвы и других регионов, прочих организаций.
Кафедра «Электропоезда и локомотивы» является одной из немногих кафедр университета, обеспечивающих стопроцентное трудоустройство своих выпускников на предприятиях железнодорожного транспорта, метрополитенах различных городов, в федеральных структурах, на локомотивостроительных и локомотиворемонтных заводах, в научно-исследовательских институтах. Об уровне подготовки специалистов свидетельствует то, что выпускники кафедры разных лет занимали и занимают руководящие должности на самых разных уровнях железнодорожной отрасли – от руководства депо до руководства департаментов, вице-президентов и членов правления ОАО «РЖД». Также наши специалисты востребованы и ведущими мировыми фирмами, работающими в области транспортных технологий, среди которых Siemens, AD Tranz («АББ-Даймлер-Бенц транспортейшн»), Hitachi, Bombardier transportation и др.