Кафедра специализируется в области:
Базовые модули:
1. Пассажирские вагоны (общий курс);
2. Грузовые вагоны и контейнеры (общий курс);
3. Автоматические тормоза подвижного состава;
4. Электрическое оборудование пассажирских вагонов, его эксплуатация и ремонт;
5. Системы кондиционирования воздуха пассажирских вагонов;
6. Холодильное оборудование рефрижераторных вагонов и контейнеров;
Модули для проектного вида деятельности:
7. Математические модели вагонов и процессов;
8. Динамика вагонов;
9. Строительная механика вагонов;
10. Механика и технологии;
11. Конструирование и расчёт вагонов;
Модули для организационно-управленческого вида деятельности;
12. Правила технической эксплуатации железных дорог и организация обеспечения безопасности движения поездов;
13. Эксплуатация и техническое обслуживание вагонов;
14. Техника и технологии наземного транспорта;
15. Организация и управление производством;
16. Надёжность вагонов и систем;
17. Вагонное хозяйство;
Модули для производственно-технологического вида деятельности;
18. Технологические основы вагоноремонтного производства и типовые технологические процессы ремонта вагонов;
19. Техническая диагностика нетягового подвижного состава;
20. Системы автоматизации производства и ремонта вагонов;
21. Проектирование технологических систем предприятий по ремонту вагонов;
22. Машины и гибкие технологии вагоноремонтного производства;
Модули в области цифровизации:
23. Цифровые технологии в профессиональной деятельности;
24. Автоматизированные рабочие места и экспертные системы вагоноремонтного производства;
25. Экспертиза конструкций вагонов;
26. Цифровые технологии научных исследований;
27. Информационные и цифровые технологии в научной деятельности.
Кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство» была основана в 1931 году.
Стремительное развитие сети железных дорог в царской, а после и в советской России требовало подготовки квалифицированных инженеров – специалистов железнодорожного дела. Одной из специальных дисциплин, преподаваемых в железнодорожных учебных заведениях, был курс «Вагоны», который читали до 1930 г. для слушателей Тягового факультета Московского института инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ).
В 1931 г. на Тяговом факультете МИИТа впервые в практике транспортных учебных заведений была организована подготовка инженеров вагонного дела. Для этого организовано вагонное отделение и создана кафедра «Вагоны». Первым заведующим кафедрой был назначен Сергей Романович Дадыко, проработавший много лет на Мытищинском вагоностроительном заводе и преподававший в школах ученичества железнодорожного транспорта.
В 1932 г. по приказу Наркома путей сообщения (НКПС) был организован вагонный факультет в Московском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта (МЭМИИТ, который был выделен из структуры МИИТа).
В 1933 г. решением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР вагонное хозяйство на железных дорогах страны выделено в самостоятельную отрасль железнодорожного транспорта, а вагонные факультеты были созданы и в других транспортных институтах страны. При создании первого в стране вагонного факультета в МЭМИИТ были определены основные направления подготовки специалистов вагонного дела и созданы четыре профилирующих кафедры «Вагоны», «Вагонолинейное хозяйство», «Вагоноремонтные заводы» и «Автотормоза», которые были основой развития научных направлений. Они стали базовыми направлениями при подготовке инженеров – вагонников.
Для педагогической работы были приглашены специалисты с производства, в числе которых были Михаил Михайлович Стемпневский, Алексей Иванович Михайлевский, Антон Львович Бродовский, Василий Дмитриевич Сибаров и др. Новый факультет был сразу укомплектован студентами вплоть до 4 курса в количестве 16 учебных групп, а первым деканом вагонного факультета был назначен Сергей Романович Дадыко.
В 1934–1936 гг. факультет выпустил 400 первых инженеров-механиков вагонной специальности. Большинство выпускников возглавили предприятия вагонного хозяйства сети железных дорог страны. На кафедрах факультета успешно осуществлялась подготовка научных кадров. Так, в 1935–1939 гг. по специальности «Вагоны и вагонное хозяйство» обучалось в аспирантуре около 20 человек, которые в последствии стали известными специалистами в области конструирования, расчёта, динамики подвижного состава, тормозного оборудования, организации, планирования вагоноремонтных предприятий, технологии изготовления и ремонта вагонов. Среди таких учёных Н.З. Криворучко, З.О. Каракашьян, А.Н. Сергеев, В.М. Чернышев, И.Ф. Скиба, Л.А. Шадур, В.Ф. Девятков, С.П. Бялынович, Ф.Д. Ткаченко и др.
В 1939 г. кафедры вагонного факультета были объединены в единую кафедру «Вагоны и вагонное хозяйство», которую возглавил доктор технических наук, профессор, член-корреспондент АН УССР Михаил Алексеевич Короткевич. На кафедре продолжали работать высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт преподавательской деятельности и работы на производстве. Среди них профессора Б.Л. Карвацкий, А.А. Попов, доценты С.Р. Дадыко, В.И. Туровцев, З.О. Каракашьян, Л.А. Шадур, В.М. Чернышёв и др.
Кафедра вела большую работу по оказанию технической помощи производству. Преподаватели, научные сотрудники, аспиранты и студенты выезжали в командировки для организации строительства вагонных депо, вагоноремонтных пунктов, распространяли передовой опыт на предприятиях вагонного хозяйства.
В послевоенные годы с 1946 г. кафедру «Вагоны и вагонное хозяйство» возглавил крупный специалист в области динамики и конструкций вагонов д.т.н., профессор Михаил Васильевич Винокуров, обладавший огромным опытом производственной работы.
С 1955 г. руководил кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» кандидат технических наук, доцент Владимир Дмитриевич Бехтерев. В 1959 г. при кафедре была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория. Первым исполняющим обязанности заведующего лабораторией был В.А. Петров. А первым заведующим лабораторией позднее был назначен лауреат Государственной премии Г.А. Казанский, ставший позже директором Всесоюзного научно-исследовательского института вагоностроения – ВНИИВ (ныне ОАО НИИ вагоностроения).
С 1960 г. кафедру «Вагоны и вагонное хозяйство» возглавил Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Леонид Абрамович Шадур, который являлся одним из ведущих учёных в области вагоностроения. Под его научным руководством были проведены исследования, испытания и внедрены целая серия большегрузных восьмиосных вагонов. Сформирована научно-исследовательская лаборатория «Испытаний вагонных конструкций».
В 1976 г. заведующим кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» стал Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Владимир Николаевич Котуранов.
С 1984–1987 гг. исполнял обязанности заведующего кафедрой доктор технических наук, профессор Михаил Михайлович Болотин.
В 1995 г. кафедру возглавил лауреат премии Совета Министров СССР, Заслуженный работник транспорта Российской Федерации, доктор технических наук, профессор Пётр Степанович Анисимов.
С 2000 г. и по настоящее время кафедру возглавляет доктор технических наук, профессор Геннадий Иванович Петров, крупный специалист в области динамики подвижного состава.
На протяжении всего времени кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство» остаётся одной из ведущих кафедр Российского университета транспорта. На кафедре работает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. В составе кафедры 4 профессора и 16 доцентов.
За время существования кафедры её учёными были выполнены фундаментальные работы по динамике подвижного состава и конструкции его механической части, разработаны важнейшие положения строительной механики, теории надёжности вагонов, методы проектирования вагонов и их систем, фундаментальные положения автоматизации и организации вагоноремонтного производства, организации систем технического обслуживания и ремонта вагонов. Ведущие учёные кафедры входят в составы нескольких советов по защите диссертаций на соискание учёных степеней кандидатов и докторов наук, созданных при различных образовательных и научных организациях, в составы редколлегий отечественных и зарубежных научных журналов, отраслевых научно-технических и правительственных межведомственных советов.
За годы существования кафедры было подготовлено свыше 6400 инженеров вагонной специальности, более 200 кандидатов и 20 докторов технических наук. Среди них:
Н.З. Криворучко – специалист в области организации вагонного хозяйства;
З.О. Каракашьян – специалист в области продольной динамики поезда, разработчик гидравлических поглощающих аппаратов автосцепки;
В.М. Чернышев – специалист в области продольной динамики поезда, автосцепки и поглощающих аппаратов;
И.Ф. Скиба – специалист в области организации и планирования вагоноремонтных предприятий;
Л.А. Шадур – ведущий специалист в области вагоностроения, проектирования и расчёта вагонов;
В.Ф. Девятков – специалист в области эксплуатации буксовых узлов вагонов;
С.П. Бялынович – специалист по автосценым устройствам вагонов;
В.И. Туровцев – специалист по подшипникам качения и смазок;
В.И. Лариохин – специалист по тормозному оборудованию вагонов;
В.А. Петров – специалист по смазкам и подшипникам качения.
Под научным руководством и при непосредственном участии сотрудников кафедры защитили диссертации:
Бубнов В.М. – генеральный конструктор крупнейшего завода по производству цистерн ПО «Азовмаш»;
Сенько В.И. – ректор Белорусского государственного университета транспорта;
Ле Ван Хок – ректор Ханойского университета транспорта;
Лхамжавын Болд – начальник вагонной службы Улан-Баторской железной дороги.
Мышков В.Г. – декан Иркутского института инженеров транспорта;
Митюхин В.Б. – заместитель начальника ГВЦ МПС;
Светлов В.И. – Генеральный директор Тверского вагоностроительного завода;
Кобищанов В.В. – заведующий кафедрой «Вагоны» Брянского государственного университета путей сообщения;
Лапшин В.Ф. – заведующий кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» Уральского государственного университета путей сообщения и многие другие.
На основании комплексных научно-технических исследований кафедры в рамках основных научных направлений получены патенты и созданы:
• восьмиосный полувагон грузоподъёмностью 125-130 т, принятый к серийному производству в 1965 году (руководители работ Л.А. Шадур, Б.С. Евстафьев);
• восьмиосная цистерна грузоподъёмностью 120 т для перевозки нефтепродуктов с шестью шпангоутами (руководители работ Л.А. Шадур, В.Н. Котуранов);
• восьмиосные полувагон и цистерна с опорами кузова на скользуны двухосных тележек (руководитель работ Б.С. Евстафьев);
• тормозные рычажные передачи восьмиосных вагонов (руководитель работ В.И. Лариохин, В.А. Юдин);
• соединительные балки четырёхосной тележки литой и штампосварной конструкций (руководитель работ Л.А. Шадур);
• вагоны-цистерны бункерного типа для перевозки порошкообразных грузов. МИИТ, АЗВОМАШ. Патенты России (руководитель работ В.Н. Котуранов);
• гидрогазовые поглощающие аппараты автосцепки ГА-100М с ходом 70 мм и ГА-500 с ходом 120 мм. МИИТ, КгВЗ, авторские свидетельства на изобретение, патенты США, Франции, Англии, ФРГ, Канады, Индии, Японии (руководитель работ З.О. Каракашьян);
• машинно-ориентированный паспорт вагонного депо, инструктивно-методические указания по оценке технического уровня производства (Утв. МПС 08.07.1989. №ЦВ/ЦВТС-1)., автоматизированные программные комплексы: «ПАСПОРТ», «ПЛАН», «УРОВЕНЬ», «МОЩНОСТЬ»; захватное устройство манипулятора, авторское свидетельство СССР № 1215997,1985 г, Подъёмно-транспортный агрегат: авторское свидетельство СССР № 1801940 1992 г, Подъёмно-транспортный агрегат, патент РФ №2112736 1998 г., поточные линии ремонта вагонов и узлов с гибким маневрированием, разработаны рекомендации по совершенствованию вагоноремонтной базы на Горьковской, Юго-Восточной, Восточно-Сибирской, Целинной железных дорогах (руководители работ М.М. Болотин, В.Г. Воротников);
• вагоны для перевозки опасных грузов с техническими средствами защиты при аварийных режимах СГ-Транс, Азовмаш, УВЗ, Атоммаш, МИИТ, Атомармпроект, ВНИИПО, НПО Машиностроение, фабрика вагонов Свидница (Польша), КАМАХ (Польша), ЦКБТМ, патенты России (руководитель работ В.Н. Филиппов);
• безрамные цистерны для перевозки нефтепродуктов и сжиженных газов СГ-Транс, Азовмаш, МИИТ (руководитель работ В.Н. Филиппов);
• эластомерный поглощающий аппарат автосцепки 73ZW с ходом 90 мм., ЛЛМЗ-Камакс, СГ-Транс, МИИТ, фабрика вагонов Свидница (Польша), Патенты России и Польши; эластомерный поглощающий аппарат автосцепки модели 73ZW-12М с ходом 120 мм., КАМАКС, (Польша), СГ-Транс, МИИТ, Патенты Польши и России (руководитель работ В.Н. Филиппов);
• многофункциональные длиннобазные платформы для перевозки труб большого диаметра, листового проката, контейнеров. МИИТ (руководители работ В.Н. Филиппов, Г.И. Петров);
• сливо-наливная арматура с тремя запорными устройствами для нефтебензиновых цистерн. МИИТ, ПКТИ «Атомармпроект». Патенты России (руководитель работ В.Н. Филиппов);
• адаптеры букс кассетного типа для тележек грузовых вагонов. МИИТ. Патенты России (руководитель работ Г.И. Петров).
Сегодня кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство» является одной из немногих кафедр университета, обеспечивающих стопроцентное трудоустройство своих выпускников на предприятиях вагонного комплекса железных дорог, метрополитена, федеральных органах власти, вагоностроительных и вагоноремонтных предприятиях, операторских и перевозочных компаниях, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах. Лучшие выпускники поступают в аспирантуру, которую оканчивают с защитой кандидатской диссертации, многие молодые учёные остаются на кафедре для ведения научной и педагогический работы.
Кафедра тесно сотрудничает с: ОАО «РЖД», его филиалами и дочерними вагонными компаниями, АО «СГ-Транс», АО «Алтайвагонзавод», АО «Уралвагонзавод», АО «Тверской вагоностроительный завод», «Метровагонмаш», «МТЗ трансмаш», Тверским институтом вагоностроения, ВНИИЖТ, ВНИКТИ, ПКБ ЦВ, ПКБ ЦЛ, транспортными предприятий Москвы и регионов, операторскими компаниями и др. организациями, а также зарубежными университетами.
Традиционно, с момента своего основания, кафедра готовит инженеров вагонного дела для предприятий вагоностроения, вагоноремонтных депо и эксплуатационных предприятий, в том числе для производства и эксплуатации рефрижераторных и пассажирских вагонов.
Блок подготовки «Вагоностроение» в образовательной программе ориентирован на подготовку высокопрофессиональных специалистов-проектировщиков вагонных конструкций, тормозного и другого оборудования вагонов. При подготовке инженеров в образовательной программе основной акцент сделан модули конструирования и расчёта конструкций, динамики вагонов, строительной механики вагонов и автотормозов, а также современных комплексов САПР и др. дисциплин.
Блок подготовки «Эксплуатация вагонов и вагонное линейное хозяйство» образовательной программы предназначен для изучения вопросов эксплуатации, организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава, организации вагоноремонтных предприятий и совершенствование их работы для обеспечения надёжности, безопасности движения, а также экономической эффективности эксплуатации вагонного парка.
Блок подготовки «Вагоноремонтное производство» в образовательной программе традиционно ориентирован на подготовку квалифицированных специалистов-организаторов вагоностроительного и вагоноремонтного производств. Основные преподаваемые дисциплины блока непосредственно связаны с изучением технологий изготовления и ремонта вагонов, организацией, механизацией и автоматизацией вагоноремонтного производства, проектированием вагонных депо и вагоноремонтных заводов.
В новых программах будущих специалистов знакомят с особенностями конструкции рефрижераторного подвижного состава и контейнеров, холодильного и энергетического оборудования, правилами их эксплуатации и ремонта. Направление «Рефрижераторные вагоны» с 1980 г. долгое время считалась одной из самых престижных на кафедре «Вагоны и вагонное хозяйство» Механического факультета МИИТа. Это объяснялось тем, что существовал большой спрос на инженеров этой специальности, вызванный широким массовым внедрением автономных рефрижераторных вагонов в эксплуатацию, созданием специализированных вагонных депо, выполняющих подготовку вагонов в рейс, а также их техническое обслуживание и ремонт. Помимо традиционных дисциплин механики изучают электрооборудование вагонов, методики теплотехнических расчётов, правила проектирования электромеханических систем.
Одним из самых молодых на кафедре «Вагоны и вагонное хозяйство» является направление (специализация) «Пассажирские вагоны». В связи с внедрением новых типов пассажирских вагонов, повышением требований к комфорту, безопасности, повышением скоростей движения, вырос спрос на специалистов вагонников для пассажирских компаний. Пассажирский вагон сегодня – это сложная система, в которой использованы новейшие достижения не только механики, но и электроники, микропроцессорной техники и др. областей знаний. Особенности проектирования и расчёта, эксплуатации пассажирских вагонов и систем жизнеобеспечения (кондиционирования, отопления, электроснабжения, освещения, вентиляции и т.п.), а также вопросы организации технического обслуживания и ремонта вагонов и вагонного оборудования студенты изучают в модулях (дисциплинах) «Электрооборудование пассажирских вагонов его ремонт и эксплуатация», «Кондиционирование воздуха, отопление и водоснабжение пассажирских вагонов», «Эксплуатация и техническое обслуживание пассажирских вагонов» и др.
Больше половины студентов дневного отделения проходят обучение по целевым направлениям и заключают договоры на старших курсах с предприятиями Московской, Горьковской, Северной, Юго-Восточной, Приволжской, Октябрьской железных дорог, АО «ФПК», вагоноремонтных компаний. Кроме того, кафедра готовит специалистов без отрыва от производства, организуя очно-заочную форму обучения, а также обучение работников вагонного хозяйства по специальной программе на рабочих местах. Регулярно проводит курсы повышения квалификации сотрудников компании ОАО «РЖД» и др. организаций.