История становления и развития кафедры «Экономика и управление на транспорте»
История становления и развития кафедры тесно связана с процессами развития транспортной системы и транспортно-экономической науки в нашем государстве. Развитие железнодорожного транспорта в нашей стране в 30-е годы потребовало подготовки высококвалифицированных инженеров-экономистов, и 90 лет назад в октябре 1930 года в составе Транспортно-экономического института была образована кафедра "Экономика транспорта" для подготовки инженеров-экономистов, развития экономического образования и выполнения научных исследований в области экономики
и управления на железнодорожном транспорте.
После объединения с МИИТ (1958 г.) кафедра расширила работу и сменила название: так появилась кафедра "Экономика и управление на транспорте". Славные традиции одной из старейших выпускающих кафедр вуза были заложены крупными учеными-экономистами Т.С. Хачатуровым (впоследствии ставшим академиком АН СССР), Е.Д. Хануковым, А.С. Чудовым, И.В. Беловым (с 1985 по 1990 гг. – ректор МИИТ), И.В. Ивлиевым, С. К.Даниловым, А.К. Шубниковым, Е.В. Михальцевым, В.Э. Умблия, A.M.Шульгой, П.С. Коньковым, М.И. Денисовым, В.И. Дмитриевым, В.А. Дмитриевым, М.Е. Мандриковым, Е.А. Химушкиной, Ю.Д. Петровым и многими другими. Основами этих традиций всегда были высокое педагогическое мастерство, научный авторитет, доброжелательность и уважительное отношение к студентам и коллегам, высокий уровень культуры, нравственности, требовательности к себе и ответственности в работе.
До 2003 года кафедру возглавляли профессор С.К. Данилов, профессор Е.Д. Хануков (1962 - 1974 гг.), профессор Белов И.В. (1974 – 1989 гг.), профессор Мандриков М.Е. (1989 - 1997 гг.), профессор Галабурда В.Г. (1997 - 2003 гг.).
С 2003 г. по настоящее время заведующий кафедрой – доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации Терешина Наталья Петровна.
Коллектив кафедры формировался в основном из выпускников факультета и производственников. Это профессионалы высокого класса, хорошо знающие железнодорожный транспорт, в совершенстве владеющие экономическими знаниями и умело их передающие студентам. Уже в первые десятилетия на кафедре сформировались научные школы по себестоимости перевозок, по эффективности капитальных вложений на транспорте, по рационализации перевозок и оптимизации размещения производительных сил, моделированию экономических процессов на транспорте. Разработки научных школ широко использовались на железных дорогах, внедрялись в учебный процесс. Примеры - оптимизация грузопотоков и вагонопотоков, методы расчета себестоимости перевозок, методика определения эффективности капитальных вложений, теория качества транспортного производства, номенклатура расходов. Идея И.В. Белова о формировании семи дорог в какой-то мере повлияла на образование семи федеральных округов. Результаты этих исследований широко внедрены в производство.
Об этом можно судить хотя бы по тому, что все основные учебники по экономике транспорта, себестоимости перевозок, планированию на предприятиях, экономике труда, экономике материально-технического снабжения, экономике грузового хозяйства и пассажирского комплекса, экономической географии транспорта написаны учеными кафедры - профессорами Т.С. Хачатуровым, Е.Д. Хануковым, И.В. Беловым, М.Е. Мандриковым, С.К. Даниловым, А.С. Чудовым, A.M. Шульгой, Ю.Д. Петровым, Н.П. Терёшиной, А.Д. Майдановым, Е.А. Химушкиной, А.И. Купоровым, В.Г. Галабурдой, М.Ф. Трихунковым, Н.Г. Смеховой и др. Значительный вклад в развитие и укрепление научного потенциала кафедры внес заслуженный деятель науки, доктор экономических наук, почетный профессор Иван Васильевич Белов. Именно благодаря ему кафедра получила название «Экономика и управление на транспорте». Этот выдающийся ученый был удостоен многих наград, в том числе и наград за участие в Великой Отечественной войне. Беловым И.В. были развиты важнейшие традиции человеческих отношений и новые направления в экономике транспорта. Особенностью этих традиций является высокая требовательность в работе и добрые взаимоотношения между людьми.
Кафедра осуществляет подготовку кадров для транспортных, экспедиторских, торговых компаний, а также для органов государственного управления и регулирования по трем направлениям: Экономика, Менеджмент, Торговое дело. Подготовка бакалавров осуществляется по семи профилям обучения, востребованных работодателями: Экономика предприятий и организаций, Мировая экономика, Экономика скоростных и высокоскоростных перевозок, Экономика логистических систем и интермодальных перевозок, Маркетинг, Управление технологическими инновациями, Коммерческая логистика.
Подготовка магистров ведется по двум направлениям: Экономика и Менеджмент по программам обучения (профилям): Экономика и финансы транспортного бизнеса, Экономика организаций и отраслевых комплексов, Мировая экономика и международная логистика, Управление бизнесом. Магистерская программа по профилю Управление бизнесом предполагает включенное обучение на английском языке и перспективой получения двойного диплома в коллаборации с Высшей школой техники и экономики университета прикладных наук г. Дрезден.
В ходе реализации учебного процесса кафедра использует новейшие инновационные технологии и продукты. Занятия проводятся в мультимедийных классах с использованием современных технологий бизнес-образования, таких как кейс-метод, коучинг, тренинги, электронные контенты, тесты и т.д., что делает учебный процесс более эффективным, качественным и интересным.
Ключевыми партнерами кафедры являются:
Выдающиеся выпускники кафедры:
Научная школа «Экономика и управление на транспорте: теория, методология, аналитика», научный руководитель – д.э.н., профессор Н.П. Терешина
Школа основана в 50-х годах ХХ века, ее теоретико-методологические походы изложены в трудах докторов наук, профессоров Е.Д. Ханукова, А.С. Чудова, А.К. Шубникова, Е.В. Михальцева, В.Я. Шульги и получила развитие в трудах последователей и учеников А.М. Шульги, Ф.И. Карпелевича, Н.Г. Смеховой, Н.Г. Винниченко, Р.М. Царева, М.Ф. Трихункова, Н.П. Терешиной, В.Г. Галабурды, Ю.Н. Кожевникова, Ю.И. Соколова, В.А. Подсорина и других ученых.
До 2018 года научная школа кафедры позиционировалась под рубрикой «Экономическая теория транспорта, оптимизация управления материальными потоками и затратами».
Результаты исследований и разработок этой школы и обоснованные рекомендации по модернизации транспортной системы страны используются на железнодорожном транспорте и в других отраслях экономики страны и в настоящее время.
На кафедре за годы ее работы в рамках научной школы сформирован и в настоящее время развивается целый ряд фундаментальных научных направлений: «Теория управления экономическими процессами, проблемы развития транспортного комплекса, качества и конкурентоспособности
в сфере транспорта» профессоров Е.Д. Ханукова И.В. Белова, Н.П. Терешиной, В.Г. Галабурды, М.Ф. Трихункова; «Управление затратами и результатами в сфере транспорта» профессоров Е.В. Михальцева, А.С. Чудова, А.М. Шульги, Н.Г. Смеховой, Ю.Н. Кожевникова, доц. А.И. Купорова; «Повышение эффективности управления транспортом на основе системного подхода» профессоров Б.М. Лапидуса, Д.А. Мачерета, Л.В. Лапидус, А.В. Рышкова; «Управление качеством транспортного производства» профессоров М.Ф. Трихункова, Ю.И. Соколова, «Управление инвестиционной деятельностью, экономическая эффективность инвестиций и инноваций» академика Т.С. Хачатурова, профессоров А.Е. Гибшмана, Б.А. Волкова, М.Ф. Трихункова, Н.П. Терёшиной, В.А. Подсорина; «Управление, планирование и маркетинг на транспорте» профессоров В.Г. Галабурды, Г.В. Бубновой, Ю.И. Соколова, доцента Е.А. Ивановой; «Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности и управления конкурентоспособностью международных перевозок» профессора Н.П. Терешиной, доцентов В.Г. Летягина, А.В. Шобанова, В.В. Жакова; «Экономика и управление материально - техническим обеспечением на транспорте» профессоров Е.Ф. Шубникова, А.Д. Майданова, доцента И.А. Епишкина; «Экономика труда на железнодорожном транспорте» профессоров И.А. Умблия, Ю.Д. Петрова, доцентов И.А. Епишкина и М.B. Белкина.
По материалам исследований школы опубликовано более 20 монографий и базовых учебников, в том числе, в период 1979 -2011 гг.:
В период 2012-2019:
В период 2019-2023: