Кафедра «Физическое воспитание и спорт» МИИТа, организованная в 1931 году, является одной из старейших и ведущих кафедр физвоспитания высших учебных заведений страны.
В издании раскрыты основные этапы ее становления, накопленный опыт работы по физическому воспитанию и спорту в научно-исследовательской и методической работах.
На пути становления и постоянного усовершенствования подготовки кадров для отрасли железнодорожного транспорта нельзя недооценивать роль кафедры «Физическое воспитание и спорт».
Для активной, плодотворной и целенаправленной жизни сегодняшних студентов, а завтрашних выпускников, необходимо хорошее здоровье и ресурс жизненных сил.
Коллектив кафедры «Физическое воспитание и спорт» – это высокопрофессиональные специалисты, которые прилагают все усилия для поддержания и развития здоровья студентов, для того чтобы Московский государственный университет путей сообщения оставался лидером физкультурно-спортивного движения не только среди учебных заведений г. Москвы, но и Российской Федерации.
С первых лет своего создания деятельность преподавательского коллектива направлена на поиски и внедрение эффективной организации физкультурно-массовой деятельности на то, чтобы физическая культура и спорт проникли в жизнь и быт студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников нашего университета, чтобы она стала спутником в жизни профессионала любого уровня, работающего в области железнодорожного транспорта.
Улучшение материально-технической базы кафедры являлось и является важной задачей Ректората. За последние 5 лет мы отремонтировали и пустили в эксплуатацию современный плавательный бассейн, в кратчайшие сроки провели капитальный ремонт 1450 кв.м легкоатлетического манежа. Закуплен инвентарь и оборудование для учебной и спортивной работы. Наши планы в этом направлении достаточно объёмны. Здесь нельзя не отметить неоценимую помощь и понимание со стороны ОАО «РЖД», благодаря спонсорской помощи которого появляется уверенность в реализации намеченного.
Коллектив кафедры «Физическое воспитание и спорт» выходит на новые рубежи своей многопрофильной и сложной деятельности, которая определяется динамичностью преобразований и творческим поиском. Позитивная образовательная и научно-методическая деятельность кафедры, достойное прошлое и накопленные традиции позволяют с оптимизмом смотреть на дальнейшее развитие и преобразование. Университет здорового образа жизни – вот к чему мы должны стремиться в этом важном направлении.
С Юбилеем, с новыми надеждами и победами всех, кто своим трудом создает спортивную славу МИИТа, тех, кто, используя современные здоровьесберегающие технологии, проповедует здоровый образ жизни, тех, кто создает новую историю и служит будущему нашего университета.
С праздником Вас, дорогие коллеги!
Основные этапы становления и развития кафедры
«Физическое воспитание и спорт»
«Всё течет, ничего не стоит на месте». Эти слова Гераклита в первую очередь относятся к такой категории, как время, которое неуловимо движется вперед. По всей вероятности, для того, чтобы оглянуться назад, вновь пережить прожитые приятные минуты, вспомнить дни общей радости от достигнутого, обменяться опытом и мнениями, празднуются и отмечаются юбилейные даты.
Э.Кант высказал следующую мысль: «Юбилейные даты – это торжество нашей памяти, нашего сознания, которые соединяют настоящее с прошлым и дают возможность заглянуть в будущее».
С пониманием этого, в хорошем настроении кафедра «Физическое воспитание и спорт» Московского государственного университета путей сообщения встречает свой 75-летний юбилей в кругу друзей, коллег, единомышленников и доброжелателей.
В общем потоке времени семь с половиной десятилетий сравнительно небольшая веха. Однако, истинный масштаб пройденного определяется тем, насколько целеориентированна была деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры, который в целом ряде вопросов сформировал свой подход в преподавании такого предмета, как «Физическая культура», внёс и вносит свою лепту в подготовку востребованных высококвалифицированных специалистов для отрасли железнодорожного транспорта.
Становление, развитие и направление работы кафедры в различные ее периоды деятельности связаны с теми задачами или приоритетными направлениями, которые формировались образовательной системой в качестве социального заказа. К таким приоритетам в различные периоды можно отнести: призывы к всестороннему и гармоничному развитию, а далее к формированию физического совершенства, обеспечению здоровья нации, формированию здорового образа жизни.
Данные приоритеты накладывались на послереволюционное строительство социалистического государства, тяжелое и трагическое время Великой Отечественной войны, восстановление разрушенной войной страны, и эпоху застоя, перестройку, бурные социокультурные и политические метаморфозы на рубеже старого и нового тысячелетия, а сейчас, грядущие реформы в системе высшего образования.
В зависимости от этих приоритетов менялись и задачи, решаемые кафедрой физического воспитания.
Анализируя исторические сведения, связанные с созданием кафедры, следует отметить, что занятия по физической подготовке в наших институтах начались в период живой дискуссии о том, какая направленность должна быть у физической культуры и спорта в молодой социалистической стране, завоевания которой необходимо защищать. В то же время физическая культура и спорт должны были иметь «пролетарские корни».
Истоки организации занятий по физической культуре идут от военной кафедры нашего учебного заведения, которая, начиная с 1926 года, выделила из числа своих преподавателей спортивный сектор, который организовывал занятия по прикладным видам спорта и проводил соревнования по упрощенным правилам.
Первым руководителем данного сектора являлся Макс Григорьев.
Занятия по физической подготовке включали в себя гимнастические упражнения, групповые упражнения с предметами, бег на короткие и длинные дистанции.
Определенным ускорителем к формированию кафедр в высших учебных заведениях России было решение Совнаркома от 19 июня 1929 года, на основании которого в учебную программу впервые вводился как обязательный предмет «Физическое воспитание». С этого периода начался процесс разделения с военной кафедрой, который завершился в 1931 году. Именно этот год, с полным правом можно считать годом рождения кафедры «Физическое воспитание и спорт».
Отметим тот факт, что, являясь ведущим учебным заведением страны, Московский институт инженеров железнодорожного транспорта на 2 года опередил создание аналогичной кафедры в МГУ им.М.В.Ломоносова.
Справедливо отметить, что в тот период времени в г. Москве существовало 3 железнодорожных вуза (МИИТ, МЭМИТ, МТЭИ). Образование аналогичных кафедр в данных учебных заведениях происходило почти одновременно.
Есть сведения о том, что в 1931 году на кафедре «Физическое воспитание и спорт» МИИТа работало – 8; в 1932 году – 12; в 1935 – 15 преподавателей.
Направленность занятий по физическому воспитанию в вузах в значительной степени предопределялась введением комплексов ГТО (Готов к труду и обороне) – I ступени в марте 1931 года и II ступени в 1933 году, явившихся основой для составления программ по предмету «Физическая культура». В дальнейшем нормативная база комплекса пересматривалась и усложнялась. Появились III и IV его ступени. Менялась содержательная часть комплекса, но неизменными оставались его принципы – прикладность, всесторонность и оздоровительная направленность. В связи с массовым увлечением комплексом населением страны, на повестку дня ставится принцип соревновательности, который получил свое развитие в создании Единой Всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) в 1935-1937 г.г.
Дополнительным стимулом развития спортивно-массовой и оздоровительной работы в МИИТе явилось создание в 1935 году ДСО «Локомотив», которое объединило под своим знаменем и обеспечивало поддержку перспективных в спортивном отношении студентов МИИТа.
Первые спортивные сооружения в институте были организованы на первом этаже первого корпуса, которые представляли собой трех-секционное строение в середине зала с колоннами (30х14 = 420 кв.м) и 2 симметричных зала по бокам (14х12= 168 кв.м). Кафедра «Физическое воспитание и спорт» располагалась в примыкающих подсобных помещениях. Во внутреннем дворе была организована первая игровая площадка (26 х 26). В тот период занятия со студентами проводились по лёгкой атлетике, гимнастике, боксу, баскетболу, рукопашному бою и общей физической подготовке.
В 1934 году был введен в строй Дом культуры (ДК) транспортных вузов, где на 5-ом этаже был оборудован игровой зал (23х13=299 кв.м) для занятий сборных команд по волейболу, баскетболу, гимнастике и борьбе.
Все перечисленное вместе позволило кафедре в стенах вуза не только обеспечивать оздоровительную направленность учебных занятий по предмету, готовить квалифицированных спортсменов-разрядников, но и способствовало появлению и подготовке высококлассных спортсменов. Вот имена некоторых студентов МИИТа - чемпионов СССР тех лет: Капчинский А. (конькобежный спорт), Степанов В. (бокс), Версина Т. (прыжки в воду).
В 1935 году в числе первых 4-х спортсменов звание «Заслуженный мастер спорта» по беговым конькам было присвоено профессору нашего института С.Герольскому.
Принятие нормативной базы для присвоения званий «Мастер спорта», «Заслуженный мастер спорта» по различным видам позволило расширить границы реализации молодежью своего двигательного потенциала и психологических возможностей и значительно поднять интерес к занятиям спортивной направленности. Такое увлечение молодежи не осталось незамеченным преподавательским коллективом кафедры.
В предвоенные годы преподавательский коллектив кафедры «Физическое воспитание и спорт» стал инициатором составления учебных программ по предмету «Физическая культура», где впервые в стране использовался «фронтальный метод» проведения учебных занятий. Данным методом предусматривалось проведение подготовительной части учебного занятия, как общей разминки. Затем студентов распределяли на группы по интересам к конкретному виду спорта, учитывая их способности и наличие преподавательских кадров необходимой квалификации. Это явилось прообразом построения учебного процесса по спортивной специализации. Данный подход в организации учебных занятий по физической культуре в вузах страны на много лет опередил директиву Министерства образования № 11-135 от 1955 года, согласно которой студенты, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе, должны были заниматься в организуемых вузом спортивных отделениях.
Однако научное обоснование правильности выбранного направления в работе кафедры появилось лишь в настоящее время.
Сейчас, по истечении многих лет, все с большей очевидностью становится ясным правильность утверждения о том, что быть включенным в социальные отношения через физкультурно-спортивную деятельность и заниматься социально-организованной физкультурной деятельностью – это далеко не одно и то же.
Современные подходы к организации занятий по физической культуре с элементами спортивной направленности, а именно использование соревновательного момента, позволяет занимающимся постоянно оценивать себя и ставить дополнительные задачи через приоритет тренировки (В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева).
В те далекие 40-е годы такой подход в организации занятий по предмету «Физическая культура» позволил поднять интерес студентов к занятиям. Вот почему не вызывают сомнения сведения из исторической справки о деятельности кафедры (В.И.Морозов) о том, что на 70% сборная команда ДСО «Локомотив» по различным видам спорта была укомплектована студентами железнодорожных вузов страны.
Следует напомнить, что в предвоенные годы Комплекс ГТО включался составной частью в программу по предмету. Студенты занимались гимнастикой, лыжами, отдельными видами легкой атлетики, изучали элементы рукопашного и штыкового боев.
Из последнего предвоенного отчета МИИТа можно установить, что «Физическая и военная подготовка» входила в объёме 214 часов в состав 32 предметов, изучавшихся студентами. Изучением стрелкового спорта было охвачено 1397 человек, 348 девушек сдали нормы ГТО II ступени. В школе радистов-коротковолновиков занималось 24 человека, 25 человек получили права водителей легкового транспорта, а в мото-школе права получили 19 человек. Школу парашютистов окончило 12 человек.
Приводим эти сведения потому, что сегодня это виды спорта, входящие в ЕВСК с правом присвоения спортивных разрядов и званий.
Но только ли новаторством в составлении программ по предмету «Физическая культура» ограничивался вклад преподавательского коллектива кафедры в тот период времени? Конечно, нет.
Совместно с вузовской инспекцией Военной и физической подготовки НКПС, которую возглавлял в те годы Альберт Зигмунд, затем А.Ревенский и штатный инспектор Центрального управления военной подготовки НКПС А.А.Афанасьев, ректором МИИТа Лизаревым Ф.С. и ЛИИЖТом была проведена I-ая Спартакиада транспортных вузов страны (приблизительно 1934-1936 г.г.).
По примеру транспортных вузов, стали проводиться отраслевые Спартакиады в других учебных заведениях страны (пищевой, тяжелой индустрии, авиационной промышленности, в медицинских вузах).
Становятся традиционными соревнования студентов различных железнодорожных вузов страны.
Ректоратом МИИТа было поддержано предложение МЭМИИТ о создании первого спортивного студенческого лагеря в г. Севастополе, в который приглашались студенты других 5-6 вузов для подведения итогов работы кафедр.
Расширение объёмов работы спортивной направленности в институте стало основанием к структурным изменениям, а именно, к созданию Спортивного клуба МИИТа, первым председателем которого был С.Курбатов. Последующие годы председателями «Спортивного клуба МИИТа» были: Н.Сакеев, А.Слисенко (в последствии заведующий отделом вузов страны в Спорткомитете СССР).
1941 год. Более половины студентов института и преподавателей кафедры ушли на фронт, 60 человек из них, получивших соответствующие двигательные навыки на занятиях по физической культуре, вошли в сводный лыжный батальон Калининского фронта.
В числе МИИТовцев, ушедших на фронта Великой Отечественной войны, было много хороших и выдающихся спортсменов. Добровольцем на фронт, подавая пример служения Родине, ушел заведующий кафедрой «Физическое воспитание и спорт» предвоенных лет Н.Филиппов – первый МИИТовец, выигравший крупнейшие Всесоюзные соревнования в метании мяча; неоднократный чемпион и рекордсмен СССР по конькобежному спорту А.Капчинский; спортсмен-студент - В.Славин.
А. Капчинскому посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Память о них, павших в боях за свободу и независимость нашей Родины, останется в сердцах всех поколений преподавателей нашей кафедры.
По возвращении из эвакуации кафедра «Физическое воспитание и спорт» расположилась в том же «колодце» первого корпуса и в ряде помещений Дома культуры. В связи с повышенным послевоенным интересом студентов к двигательной спортивной деятельности, объяснением которой является популярность ведущих спортсменов среди населения, возможностью попасть в составы сборных команд страны, а также открывшимися выездами за рубеж на спортивные соревнования, имеющиеся спортивные базы, не могли обеспечить потребность студентов заниматься различными видами спорта. Ректоратом института принимается решение и арендуются лыжные базы в Сокольниках, СДСО «Труд», в Петровско-Разумовском парке; плавательный бассейн в Центральных банях, на стадионе «Метрострой», на Водном стадионе; в ЦСКА и МГУ площадки для большого тенниса и другие сооружения в различных местах города.
Этот период развития физической культуры и спорта в стране совпадает с задачей «победив в Великой Отечественной войне – победим и на Олимпийских играх в 1952 году в г. Хельсинки», где впервые планировалось участие сборной команды СССР.
Вспомним, что первым участником международных соревнований во Франции стала студентка нашего института, впоследствии чемпионка СССР и Европы, Заслуженный мастер спорта, член сборной команды страны - Воропаева Н.Е.
Это пример того, как призыв от гармоничного и всестороннего развития постепенно перемещается в сторону спортивного совершенства.
Первым послевоенным председателем Спортивного клуба МИИТа был преподаватель, Заслуженный мастер спорта по лёгкой атлетике Н.Петров (1947 г.). Интересными являются сведения о том, что именно Н.Петров, работая на кафедре, первым защитил кандидатскую диссертацию и много сделал для развития научной работы кафедры.
После возвращения из эвакуации, когда остро стоял вопрос о педагогических кадрах, о материальном оснащении работы кафедры, ее возглавил А.И. Усков. Можно представить сложности того периода, чтобы оценить шаги, предпринятые А.Усковым для восстановления утраченного.
Но, уже в 1948 году заведующим кафедрой назначается И.М.Белецкий, работавший ранее в отделе физической культуры и спорта ВЦСПС, который избирался депутатом Московского совета, участвовал в работе многих общественных
организаций и комиссий по физической культуре и спорту. Он возглавлял кафедру «Физическая культура и спорт» до 1953 года. Из сведений того периода можно констатировать, что, являясь сильным организатором, И.М.Белецкий придавал большое значение не только материально-техническому обеспечению кафедры, но и, пользуясь авторитетом, пригласил для работы на кафедре выдающихся тренеров-педагогов. Привлечению их, вне всякого сомнения, способствовало спортивно-ориентированная организация работы на кафедре, которая была нацелена на то, что общую физическую подготовку студенты института получали, используя набор средств, применяемых в различных видах спорта.
Для большей убедительности приведём лишь часть сведений. Так, занятия по лёгкой атлетике проводились Заслуженным мастером спорта А.А.Якушенко, подготовившим чемпиона СССР Багреева В.С. (впоследствии доктора технических наук, профессора) и многих других замечательных спортсменов.
С группой легкоатлетов-спринтеров работал, упоминавшийся нами ранее, Заслуженный мастер спорта Н.Петров.
Занятия со сборными командами и учебными группами по баскетболу проводил мастер спорта В.М.Костин, высокий педагогический статус которого и всестороннее знание предмета подтверждаются тем, что он на протяжении значительного периода являлся известнейшим спортивным арбитром, судьёй международной категории, привлекался к судейству 4-х Олимпийских игр, Чемпионатов мира, Европы и СССР. Знание, умение и авторитет Костина В.М. были правильно использованы И.М.Белецким, который назначил его заместителем заведующего по учебной работе кафедры, а в периоды своих командировок возлагал на него обязанности заведующего кафедрой.
Команду боксёров возглавлял Заслуженный мастер спорта В.С.Щербаков, который подготовил плеяду известных мастеров кожаной перчатки, чемпионов СССР, Европы, Олимпийских игр и большое количество прекрасных преподавателей по боксу, которые и сейчас успешно работают на кафедре.
Занятия по спортивной гимнастике проводились Заслуженным мастером спорта, двукратным чемпионом СССР Б.Н.Астафьевым и М.Е.Ганиза, уровень подготовленности которых подтверждается тем, что они были приглашены на работу в Спорткомитет СССР.
В 1950 году для работы на кафедре по рекомендации И.М.Белецкого приглашается В.А. Кудряшов в качестве председателя Спортивного клуба МИИТ, а затем ассистента, старшего преподавателя, заместителя заведующего по учебной работе кафедры. Профессионализм В.А.Кудряшова подтверждается тем, что трижды менялись заведующие кафедрой, но он был бессменным заместителем заведующего по учебной работе. При этом в течение продолжительного времени он сам участвовал на соревнованиях в составе сборной команды ДСО «Локомотив», возглавлял методическую комиссию по гимнастике. Принял участие в подготовке 12 мастеров спорта по спортивной гимнастике, занимался научной работой, защитил в 1975 году кандидатскую диссертацию, получил звание доцента, а в 1995 году был переведён на должность профессора кафедры.
Работу со сборной командой МИИТа по плаванию вёл К.А.Инясевский. Профессионализм данного специалиста подтверждается тем, что в течение достаточно продолжительного времени он совмещает педагогическую деятельность на кафедре и возглавляет сборную команду СССР по плаванию. В отсутствие в тот период времени необходимого количества бассейнов в стране, а также подготовленных кадров, К.А.Инясевский делает все возможное для обеспечения успешного выступления сборной команды страны на международной арене.
Какие имена, какие педагоги! Каждый из названных - это легенда Советского спорта. Учитывая популярность спортсмена высокого класса в обществе и умах молодёжи, можно предположить, что на занятия к ним стремились попасть все. Вот почему в коротких отчетных документах кафедры того периода не вызывает сомнения 90%-ная посещаемость студентами МИИТа занятий по физической культуре и спорту.
1954 год. МЭМИИТ включается в состав МИИТа. За этой короткой исторической справкой об объединении кафедры «Физическое воспитание и спорт» институтов стоит, вне всякого сомнения, с одной стороны, укрепление кафедры педагогическими кадрами и воссоединение студенческого спортивного потенциала; с другой стороны, на одной площадке нужно было объединить педагогов с различным творческим видением процесса организации физкультурно-спортивной работы в высших учебных заведениях.
Вот почему в период с 1954 по 1958 г.г. (1958 г. – год объединения с МТЭИ) связан с постоянной сменой заведующих кафедрой. Это и А.И.Усков, Г.А.Меньшикова (МИИТ) и Я.П.Парфильев (МЭМИИТ). Можно предполагать, что данный период деятельности кафедры связан с большим количеством творческих дискуссий, в той или иной степени влияющих на качество работы педагогического коллектива. Слияние институтов позволило не только усилиться воссоединением студентов-спортсменов, но самое главное приобретение - это пришедшие на работу в МИИТ превосходные преподавательские кадры. Нельзя не вспомнить пришедшего из МЭМИИТа с сильным коллективом студентов-гимнастов прекрасного специалиста по спортивной гимнастике К.В.Лактионова и преподавателя мужской спортивной гимнастики А.А.Лаврова, за спиной которого были тяжелейшие дороги Второй мировой. Он был участником парада Победы на Красной площади, награжден массой орденов и медалей. А.Лавров после войны окончил Московский государственный институт физкультуры (ГЦОЛИФК) и связал свою диссертацию с особенностью работы бригад электровозов и пассажирских поездов, исколесив с ними вместе страну.
Более 50 лет эстетическим воспитанием студентов средствами музыкального сопровождения в спортивной гимнастике занималась Н.Н.Ефремова. Нельзя было без трепета в душе смотреть, с какой любовью и самоотдачей этот педагог в 80 лет
проводит занятия с преподавателями МИИТа или видеть ее играющей в большой теннис. А можно ли забыть картины, написанные акварелью или стихи, посвященные дням рождения коллег.
Из МТЭИ для работы в качестве преподавателя по лыжному спорту в состав кафедры влилась известная в студенческом спорте Заслуженный мастер спорта, чемпионка СССР в лыжных гонках М.Н.Маркова, которая была всегда личным примером на лыжной трассе.
История помнит сильнейшего старшего, а затем главного тренера сборной команды СССР по лыжным гонкам В.А.Иванова. Без преувеличения можно сказать, что в годы его работы в сборной команде СССР это был самый стабильный в спортивном отношении коллектив. Его заслугой являются победы наших лыжников и лыжниц на соревнованиях любого ранга: чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх. Но мало кто знает о том, что мастер спорта, Заслуженный тренер СССР, неоднократно признававшийся лучшим тренером страны, награжденный за свой труд орденом Ленина, массой орденов и медалей, окончил МТЭИ и начинал свою работу в студенческой команде этого института. Затем, после слияния, несколько лет работал преподавателем кафедры «Физическое воспитание и спорт» МИИТа, призвался из ее рядов и около 20 лет возглавлял сборную команду страны.
Нельзя без особой теплоты не вспомнить старшего преподавателя по лыжному спорту В.Ф.Железина, блестящего организатора и педагога. Он после изнурительной беговой лыжной тренировки брал баян и пел песни вместе со студентами.
До сих пор бывшие ученики-спортсмены и преподаватели кафедры помнят доцента В.И.Морозова, который был заботливым наставником и тренером. Многие годы Морозов В.И. был заместителем заведующего кафедрой по спортивной работе, возглавлял Спортивный клуб. Своей деятельностью внес большой вклад в спортивную жизнь кафедры и МИИТа. Целый ряд его воспитанников не только были спортсменами высокого класса, но и стали высококвалифицированными специалистами.
Этот период времени связан с приходом для работы на кафедре, в отделении единоборств Ю.Н.Парунцева. Его трудовая деятельность началась во время войны, когда ему было 12. Его спортивная биография будет освещена на страницах истории вида спорта.
Объединить одной целью столь интересных педагогов, поставить им задачи, отработать каждое направление деятельности кафедры, дело достаточно сложное. Однако, с ним справился Н.Сопин, возглавивший работу кафедры в 1958 году, до этого проработавший заведующим кафедрой «Физическое воспитание и спорт» в МЭТИ. Он смог в этой непростой обстановке организовать деятельность во всех направлениях работы (учебная, спортивно-массовая, научно-методическая). Напомним, что данный период времени совпал с выходом директивы Министерства высшего образования № 11-135 от 1955 года, где предписывалась организация кафедрами физического воспитания спортивных отделений.
Для кафедры «Физическое воспитание и спорт» это не представляло особых сложностей, т.к. основы такого подхода были заложены еще в предшествующие годы. Были окончательно сформированы методические комиссии по видам спорта. Во главе этих комиссий стали ведущие педагоги кафедры. Были подготовлены и приняты программы работы различных отделений.
Можно только предполагать, что в условиях объединения кафедр «Физическое воспитание и спорт» трёх родственных институтов, назначение председателей методических комиссий было связано с жаркими дискуссиями.
Рассматриваемый период времени характерен еще и тем, что призыв к спортивному совершенству все больше охватывает студенческие массы. Ширятся международные связи. Естественно, что в орбиту организации спортивной работы включается всё большее количество вузов страны.
Председателям методических комиссий кафедры и руководству Спортивного клуба ставятся задачи не только подготовки спортсменов-разрядников по видам спорта, но и обеспечение успешного выступления сборных команд института на соревнованиях различного уровня. Становится очевидным, что организация как учебной, так и спортивной работы не возможна без решения вопроса о расширении материально-технической базы кафедры. Это понимал и ректор МИИТа Ф.П.Кочнев. Именно задача расширения спортивной базы стала основной для нового заведующего кафедрой В.М.Костина (1965 г.). Благодаря его активной позиции, на шестом этаже, сданного в эксплуатацию нового учебного корпуса, предусматривается спортивный зал (30х15), зал (14х7) и подсобные помещения, позволившие организовать не только учебную, но и спортивную работу со сборными командами института по баскетболу, гимнастике, борьбе.
Благодаря ректору Ф.П.Кочневу и энергии В.М.Костина была определена площадка для строительства нового современного спортивного комплекса.
1 сентября 1969 года - знаменательное время для нашей кафедры и всего института – впервые студенты приступили к занятиям в новом 25-метровом бассейне с 6-ю дорожками, к которому примыкали зал «сухого плавания», раздевалки и душевые, игровой зал (42х18), методический кабинет и кабинет врачебного контроля, т.е. все то, что предусматривалось первым этапом строительства.
Второй этап строительства комплекса завершен 1 сентября 1972 года. Это не менее радостное событие в жизни кафедры. Легкоатлетический манеж (66х24=1584 кв.м), с двумя беговыми дорожками с наклонными виражами по 133 м, ямы для прыжков в длину и высоту, с сектором для метания и прыжков с шестом, площадками для игры в бадминтон. На втором этаже размещались залы гимнастики, ЛФК, бокса. Совершенствование материально-технической базы не могло не отразиться на структурной организации работы кафедры и привело к созданию новых методических комиссий по видам спорта. В их число вошли:
- «Водные виды спорта» (плавание, водное поло, подводное плавание, группы по обучению плаванию);
- «Единоборства» (бокс, борьба, фехтование, тяжелая атлетика);
- «Лёгкая атлетика» (основные виды лёгкой атлетики);
- «Гимнастика» (спортивная, художественная, ритмическая)
- «Спортивные игры» (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей);
- «Зимние виды»;
- «Общая физическая подготовка»;
- «Специальное медицинское отделение».
Методическую комиссию водных видов спорта возглавил Заслуженный тренер СССР, к.п.н., доцент кафедры Инясевский К.А. После него - ст. преподаватель Колпаков Ю.М.. С учебными группами работали преподаватели: к.п.н. Федченко И.А., Алексанянц Г.А., Кирсанова В.О., Вдовина О.Н., Рыжов-Аленичев С.С., Соколова О.И., Труднева М.И., Трохин А.В. и др.
Методическая комиссия «Спортивные игры» проводила занятия в прекрасном спортивном зале, а также на арендованном футбольном поле и хоккейной коробке.
С 1965 по 1988 г.г. комиссию постоянно возглавлял ст.преподаватель Урданг В.М. Баскетбол преподавали: Бейнисович В.В., Лаврентьева Т.А., Артёмов А.Б., Костин В.М., Федотов А.А., Рафаилов Л.М.
Волейбол возглавляла ст. преподаватель, почетный мастер спорта по волейболу, неоднократная чемпионка и призёр СССР (в составе команды мастеров спорта ДСО «Локомотив»), чемпионка и призёр Первенств мира среди железнодорожников, Почетный член ДСО «Локомотив» - Рыжова-Аленичева Т.С. Играть в волейбол студентов обучали: Заслуженный мастер спорта Петрова Т.П., Зайцев А.И., Заслуженный тренер СССР Сунгуров М.С.
Играть в футбол студентов учили ст. преподаватель Любин В.Л.; в хоккей с шайбой - Сёмин А.М., Хохлов А.И. - бывший ведущий игрок спортивной команды высшей лиги.
Методическая комиссия «Спортивные игры» занимала ведущее место на кафедре по подготовке спортсменов-разрядников и значкистов ГТО.
Методическая комиссия «Лёгкая атлетика» в разные годы возглавлялась: Заслуженным мастером спорта Н.Петровым, В.Куренковым, М.Ковалевским, В.Левиным, Е.Коростелёвой. Это была самая большая по численности студентов комиссия. Кроме легкоатлетического манежа институт арендовал стадион на 2 месяца весной и 2 месяца осенью. Преподаватели комиссии организовывали и проводили соревнования по сдаче норм ГТО и участвовали в соревнованиях Первенства вузов г. Москвы и вузов МПС.
Методическая комиссия «Гимнастика» долгие годы возглавлялась к.п.н., доцентом Кудряшовым В.А., преподавательский состав комиссии: Сосонкина В.П., Иванова В.В., Стишков И.А., Левченко В.А., Макоева Р.Т., Никитина Р.А.., Ефремова Н.Н., Милованова Т.Г., Белкин А.А., Горбачева В.А., Камышева К.В.
Отдельной составной частью рабочей программы была художественная гимнастика, которую преподавала выпускница ГЦОЛИФКа 1952 г. Макоева Р.Т. – специалист высокой квалификации.
Методическая комиссия «Зимние виды» включала в себя занятия лыжными гонками и конькобежным спортом. Возглавлялась она старшим преподавателем Железиным В.Ф. в составе комиссии работали преподаватели: Замятина А.Г., Глухов Ю.И., Летуновская В.Г., Имаметдинова Г.З., Бордукова Л.М., Назаров Е.П., Никитин А.Конькобежцев готовили: доцент Морозов В.И., старший преподаватель Истомин В.К., преподаватель Чуканова Л.П.
Методическую комиссию «ОФП» возглавляли: старший преподаватель Подколзин Н.С., доцент, к.п.н. Воловик А.Е., старший преподаватель Миронов А.А., а с 1982 года – доцент, к.п.н. Соломко Л.А.
Занятия по общей физической подготовке проводились круглогодично на открытом воздухе, на арендуемых стадионах. В отделении в те годы работали: Грушина Н.С., Рзаев Л.О., Абалаков А.А., Орлов Н.П., Савчук В.В., Юльчиева Э.С., Новак Т.Г.
В связи с отменой Всесоюзного комплекса ГТО и реорганизацией учебного процесса в дальнейшем произошло слияние двух учебных отделений «ОФП» и «Зимние виды».
Методическая комиссия «Единоборства» одна из самых больших комиссий на кафедре. Руководил комиссией Заслуженный мастер спорта и Заслуженный тренер СССР, доцент В.С.Щербаков. Отделение бокса возглавлял в разное время мастер спорта Качурин А.И., Смирнов Г.М.; отделение борьбы - Заслуженный тренер РФ Парунцев Ю.Н.; Фехтование – мастера спорта Петросян К.А. и Пакуева Е.А., отделение тяжелой атлетики – Гульяц А., Кружков В.М. В методической комиссии работали: Юльчиева Э.С., Карданов В.А., Алиев Н.М. - Заслуженный тренер РФ, Ерофайлов Ю.А., Баграш Л.Р., Истомин В.К., Михайлин М.С., Тиновицкий К.Г., Рзаев Л.О., Ермашкевич В.И., Злобин В.А., Борисов Н.И. Комиссия была укомплектована знающими и любящими свое дело преподавателями, ежегодно готовящими спортсменов-разрядников, значкистов ГТО, мастеров спорта.
Методическую комиссию «Специальное медицинское отделение» возглавляли: Петров Н.В., Андреева М.А., а с 1979 г. – доцент, к.п.н. Протасова М.В. Студенты занимались на улице и в легкоатлетическом манеже. С группами студентов с ослабленным здоровьем работали: Мазур Т.М., Имаметдинова Г.З., Моднова В.Н., Даренкова Л.М., Трохина Ж.Ф.
Созданные заведующим кафедрой доцентом Костиным В.М. методические комиссии и подбор опытных заместителей по учебной работе – Артёмова А.Б.; по научно-методической – Белкина А.А., спортивно-массовой работе – Морозова В.И., а также назначение ответственных заместителей деканов по спортивной работе на факультетах помогло успешно решать поставленные задачи перед коллективом кафедры.
В 1985 году в результате конкурсного отбора заведующим кафедрой «Физическое воспитание и спорт» назначается Заслуженный тренер СССР, Заслуженный мастер спорта, к.п.н. Оленик В.Г., работавший ранее начальником Управления физвоспитания населения Госкомспорта СССР.
Анализируя работу кафедры, В.Г.Оленик предполагал, что значительные резервы совершенствования преподавания предмета необходимо искать в усилении научно-методической составляющей деятельности преподавательского коллектива. Как это обычно бывает, новое направление в работе воспринимается коллективом неоднозначно. Пересматриваются научные направления, формируются творческие группы. Зная этого замечательного человека и специалиста, оценивая его планы, можно только сожалеть, что реализовать намеченное, в связи с трагическими событиями, не удалось.
Следующие, непростые во всех отношениях, 15 лет. С 1987 года кафедру возглавляет доцент Артёмов А.Б. Трудности этих лет связываются с распадом СССР, с утратой влияния со стороны партийных органов, с реформированием старых и формированием новых Российских структур руководства физической культурой и спортом в стране, с определением новых задач, ставящихся перед кафедрами «Физическое воспитание и спорт» в высших учебных заведениях.
Естественно, что в тот сложный период времени нужно было предпринимать усилия для сохранения достигнутого, для поддержания сложившихся традиций. Благодаря позитивной поддержке кафедры со стороны ректора МИИТа Иноземцева В.Г., объём часов, выделяемый на предмет «Физическая культура» возрос до рекордной отметки в 468 часов в год. В учебном плане предусматривались занятия по предмету в объёме 4 часов в неделю для студентов I-III курсов и 2-х часов для IV курса. Для придания значимости предмету «Физическая культура» был решен вопрос о выставлении студентам дифференцированной оценки по предмету в четных семестрах.
В то же время, в связи с ограниченным финансированием, университету пришлось отказаться от арендуемых спортивных площадок, что отразилось на количестве культивируемых видов спорта (коньки, волейбол /ж/, хоккей, и т.д.). Этот период связан с завершением по разным причинам преподавательской деятельности целой плеяды педагогов, внесших свою ощутимую лепту в работу кафедры (Кудряшов В.А., Щербаков В.С., Костин В.М., Инясевский К.А., Рыжова-Аленичева Т.С., Урданг В.Н., Римш В.К., Воловик А.Е., Морозов В.И. и др.).
Требовался ремонт спортивных залов, необходимо было решать вопросы обновления инвентаря и оборудования для спортивно-ориентированных учебных отделений. Несмотря на финансовые сложности, благодаря пониманию важности предмета «Физическая культура» для подготовки будущих специалистов железнодорожного транспорта ректором университета Б.А.Лёвиным, изыскивается возможность и осуществляется капитальный ремонт плавательного бассейна, достраивается помещение и закупается оборудование для зала атлетической подготовки. Можно гордиться тем, что наш университет имеет современный плавательный бассейн на 25 метров с 6-ю плавательными дорожками.
Не без внимания руководства кафедры остаются вопросы совершенствования методической работы. Так, спортивными отделениями кафедры разрабатываются семестровые оценочные требования по освоению соответствующих учебных программ. Определены тесты и оценочные шкалы, которые в последующем явились основой для составления общей рабочей программы по предмету «Физическая культура».
Поддерживаемая руководством университета кафедра сохранила до возможного максимума количество культивируемых видов спорта, что обеспечило успешное выступление сборных команд университета в соревнованиях Московской студенческой Спартакиады. В течение ряда сезонов (1992, 1995, 1997, 2001 г.г.) кафедра признавалась МГСК «Буревестник» лучшим коллективом по организации спортивно-массовой работы и награждалась грамотами. Особенностям организации спортивно-массовой работы, ее достижениям будет посвящен отдельный раздел.
Завершая путешествие по страницам летописи кафедры, лишь частично коснемся настоящего времени.
Динамичные изменения, происходящие в стране, вхождение в Болонское соглашение, реформирование высшего образования не могли и не могут не отражаться на деятельности кафедры. Задачи всестороннего и гармоничного развития в сложившихся условиях, хотя и не снимаются с повестки дня, но очевидным является смещение вектора на решение задач по поддержанию и по мере, имеющихся возможностей, развитию физической подготовленности студентов.
В связи с возросшим количеством студентов, обучающихся в МИИТе, все острее и острее, становится вопрос о недостаточности спортивной базы и преподавательских кадров. Требуется ремонт легкоатлетического манежа, целого ряда спортивных залов и подсобных помещений, замена устаревшего инвентаря и оборудования. Это только часть проблемных вопросов, решение которых возложено на назначенного в 2003 году заведующего кафедрой - Заслуженного тренера СССР, к.п.н., мастера спорта международного класса В.Д.Миронова.
Разрабатывается и получает одобрение на заседании Ректората «Концепция развития физической культуры и спорта в МИИТе», предусматривающая решение задач в различных направлениях (учебно-методическое, спортивное и спортивно-массовое, обновление материально-технической базы, привлечение дополнительных источников финансирования и т.д.). Работа преподавательского коллектива кафедры направляется на реализацию каждого пункта данного документа.
Сейчас на кафедре работает 59 штатных преподавателей, в том числе 3 профессора, 17 к.п.н. и доцентов, 39 старших преподавателей, кроме того, 8 преподавателей работают на условиях почасовой оплаты. При постоянном увеличении контингента студентов с ослабленным физическим развитием (13% в 2003 г., 22% в 2005 г.) основной и важнейшей педагогической задачей является поддержание физического развития и сообщение студентам знаний об особенностях организации форм здорового образа жизни. Знаний о том, как и какими способами, используя средства физической культуры и спорта на занятиях по предмету и самостоятельно, молодые люди могут «Создать себя». Кафедрой разрабатывается блок лекций в мультимедийном формате по особенностям развития таких физических качеств, как «Сила», «Гибкость», «Быстрота», «Выносливость».
Совместно с ВЦ МИИТа разработано программное обеспечение и проходит опытную эксплуатацию мониторинг физической подготовленности студентов. Студенты МИИТа дважды в течение года участвуют в соревнованиях по тестированию и имеют возможность оценивать происходящие изменения.
Отработана с учетом возможности кафедры, наличия материальной базы и педагогических кадров новая редакция рабочей программы по предмету «Физическая культура».
Преподавательский коллектив кафедры усилился новыми высококвалифицированными специалистами к.п.н. Маскаевой Т.Ю., к.п.н. Чехрановым Ю.В., к.п.н. Постол О.Л., мастером спорта по пулевой стрельбе Абариновой Е.Ю., ст.преподавателем Крысанкиным И.В. по футболу, что позволяет ставить и решать не только педагогические, но и научно-методические задачи.
Совместными усилиями кафедры и факультета военной подготовки (начальник -Баринов А.А.) открыто новое учебное направление, а именно, стрельба из пневматического оружия. Число студентов, желающих заниматься стрелковым спортом, намного превысило имеющиеся возможности. Сформирована сборная команда университета, с первого года своего существования заявившая о себе, как о коллективе способном завоевывать высшие награды на соревнованиях любого ранга.
Благодаря заинтересованному пониманию со стороны директоров институтов (Горбунов А.А., Чуприков В.П., Гоманков Ф.С., Горелов Г.В., Евсеев Д.Г., Мальцев В.П., Духно Н.А.) решен вопрос приёма на договорной основе в составы учебных отделов институтов преподавателей кафедры, курирующих организацию спортивно- массовой работы. Решение данного вопроса усиливает и улучшает взаимосвязь работы кафедры и институтов.
Ограниченное финансирование и реорганизация в сфере высшего образования являются теми стимулами, которые заставляют искать новые подходы в организации работы кафедры.
Оценивая большое увлечение молодежи различными направлениями фитнеса, кафедра собственными педагогическими силами организует дополнительные занятия студентов аэробикой различных стилей.
Развивая инициативу первого проректора МИИТа по учебной работе профессора В.В.Виноградова, кафедрой разрабатывается и утверждается программа новой для университета специализации «Менеджмент организации (в спорте)» и с 2004 года объявляется приём студентов. Таким образом, к межинститутскому статусу кафедры «Физическое воспитание и спорт» добавляется еще и статус выпускающей. Первые два года существования новой специализации позволили подтвердить повышенный интерес молодежи к получению данной специальности, а педагогический коллектив кафедры получил возможность в более широких рамках реализовывать свой интеллектуальный потенциал.
Коллектив кафедры «Физическое воспитание и спорт» постоянно чувствует поддержку ректора профессора Лёвина Б.А., первого проректора по учебной работе профессора В.В.Виноградова, проректора по социально-экономической политике и развитию И.Ю.Затекина, проректора по организационно-производственной работе А.Т.Богдана и директора Гуманитарного института профессора Горбунова А.А.
Следует особенно отметить внимательное отношение Правления ОАО «РЖД» к вопросам состояния здоровья будущих молодых специалистов железнодорожного транспорта. Благотворительная помощь со стороны ОАО «РЖД» позволила расширить и улучшить спортивно-массовую работу в университете, в кратчайшие сроки летних месяцев полностью реконструировать пришедший в негодность легкоатлетический манеж, закупить тренажерные устройства, спортивную форму и инвентарь, измерительную технику. Именно состояние спортивных залов, качество инвентаря и оборудования является важнейшим условием приобщения молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а, следовательно, к здоровому образу жизни.