Кафедра "Электрические машины" существует в МИИТе с 1923 года. На кафедре работали известные русские ученые - электромеханики: Петров Г.Н., Курбатов С.И., Нитусов Е.В., Горохов Н.В., Находкин М.Д., Бенедикт О.В., Доценко В.Е, Свечарник Д.В., Хвостов В.С. и другие. В течение довоенного периода деятельность кафедры была направлена в основном на создание нового для того времени курса "Тяговые электрические машины" на факультете "Электрификация ж. д.", что было обусловлено развитием электрической тяги на железных дорогах. С 1953 г. характерной особенностью деятельности кафедры является развитие курсов по теории тяговых и промышленных электрических машин и электроприводу, что сопровождалось созданием лабораторий по электрическим машинам постоянного и переменного тока, автоматизированному электроприводу, электрооборудованию, микромашинам и магнитным усилителям, а также оснащением указанных лабораторий современным оборудованием и измерительной техникой.
Начиная с 1970 года по настоящее время, научная и педагогическая деятельность кафедры направлена на развитие теории линейных электрических машин для их реализации на высокоскоростном наземном транспорте, в том числе с магнитным подвесом. Результатом исследований являются уникальные лабораторные стенды для изучения практически всех типов линейных тяговых электрических машин, а также теоретические положения по системам магнитного подвеса на высокоскоростном наземном транспорте с применением обычных и сверхпроводящих материалов. Полученные результаты позволили начать выпуск инженеров электромехаников со специализацией "Высокоскоростной наземный транспорт". К настоящему времени выпущено более 300 инженеров по указанной специальности, которые работают в конструкторских бюро, или занимаются вопросами эксплуатации существующего подвижного состава.
Сотрудниками кафедры опубликованы сотни статей в научных журналах и сборниках трудов МИИТа, написан ряд монографий и учебников. Учебник Винокурова В.А. «Электрические машины» по праву является одним уз лучших учебников по электромеханике.
Большое внимание на кафедре уделяется методическому обеспечению учебного процесса. Многочисленные методические указания к лабораторным работам, практическим занятиям, курсовому и дипломному проектированию и созданные в последующие годы их электронные версии, обеспечивают высокое качество учебного процесса. По инициативе кафедры были созданы пакеты методического обеспечения всех преподаваемых дисциплин.
Научная деятельность кафедры сосредоточилась на следующих направлениях: общие вопросы электрических машин, в том числе и по линейным электрическим машинам и преобразованию энергии в электромеханических системах (профессор Винокуров В.А.); электрические машины общепромышленного исполнения и вопросы их энергоснабжения (профессор Метёлкин Б.А.); тяговые электрические машины и диагностические комплексы (профессор Глущенко М.Д.); термодинамика, теплопередача, аэродинамика в транспортных системах (доцент Тараканова Т.А.); криогенная электроэнергетика и её применение в транспортных системах с магнитным подвесом (доцент Фиронов А.Н.); вопросы применения конструкционных материалов в электрических машинах (доцент Смазнов П.П.); системы управления тяговыми электрическими машинами, электропривод (доцент Чернов Е.Т.); динамика электромеханических систем, в том числе и транспорта с магнитным подвесом (доцент Козырев А.И.); исследование процессов коммутации в электрических машинах и новые методы диагностики (преподаватель Зеленов В.В.).
В последние годы увеличилось количество аспирантов и защит кандидатских диссертаций.
В 2008 г. на должность заведующего был повторно избран профессор Глущенко М.Д.
На кафедре постоянно проводится работа по совершенствованию учебных планов специалистов, выпускаемых кафедрой по специализации «Высокоскоростной наземный транспорт». В 2008 г. утверждены новые учебные планы.
Продолжается развитие и модернизация лабораторной базы кафедры. Лаборатории кафедры оснащены современным оборудованием; на стендах, при выполнении лабораторных работ, студенты получают прикладные знания в области Электромеханики.
Компьютерный класс имеет выход в корпоративную сеть университета и Internet. Студенты имеют свободный доступ к персональным компьютерам и выход в Internet. В настоящее время шесть учебных лабораторий кафедры успешно обеспечивают подготовку квалифицированных специалистов – электромехаников.
Кафедра гордится своими ветеранами. Более 30 лет проработали на кафедре академики РАЭН: Винокуров В.А. и Метёлкин Б.А., доцент Чернов Е.Т., доцент Тараканова Т.А.
Молодые преподаватели кафедры, наши выпускники – выпускник 2007г. Зеленов В.В. активно участвует в развитии кафедры и сохранении её многолетней традиции.
За прошедшие годы кафедра выпустила более 300 специалистов. Они работают в России, странах ближнего и дальнего зарубежья, некоторые из них занимают руководящие должности в ОАО «РЖД». Более 40 человек стали кандидатами и 11 докторами технических наук. Издано 10 монографий и учебников, 190 методических пособий, получено несколько десятков авторских свидетельств на изобретения.
Кафедра «Электрические машины» будет и дальше плодотворно работать в составе Московского государственного университета путей сообщения.